50 лет бондинане: кто сегодня враг агента 007?

Опубликовано: 1 января 2013 г.
Рубрики:

skyfall-w.jpg

Дэниел Крэйг и Джуди Денч в фильме Skyfall
Дэниел Крэйг (Джемс Бонд) и Джуди Денч (М., начальницы службы М16) в фильме «Небопад» (2012 г.). Photo: Skyfall ©2012 Danjaq, LLC, United Artists Corporation, Columbia Pictures Industries, Inc.
Дэниел Крэйг (Джемс Бонд) и Джуди Денч (М., начальницы службы М16) в фильме «Небопад» (2012 г.). Photo: Skyfall ©2012 Danjaq, LLC, United Artists Corporation, Columbia Pictures Industries, Inc.
О фильме «Небопад» (Skyfall в российском прокате «Скайфолл», режиссер Сэм Мендес)

Точно перевести название фильма мне, увы, не дано, потому что вообще-то оно означает «небесный обвал», «небо валится на голову». Но помимо метафорического значения этого слова (в картине, действительно, происходят некие обвальные события), Skyfall — это еще и название поместья, в котором вырос герой, и где развертывается финал фильма. Вряд ли хозяева стали бы называть свои владения «обвалом». Так что пусть будет неуклюжее слово «небопад». Тем более, что это не имеет большого значения.

Это 23-й фильм про бравого агента британской разведки под номером 007, который справляет свой полувековой кинематографический юбилей. Первый фильм «Доктор Но» вышел в 1962 году, и Бонда играл победительно-обаятельный 32-летний Шон Коннери. Он снялся в шести частях бондианы. В одной картине его попробовали заменить Джорджем Лазенби — не очень удачно. Надолго задержался в образе Бонда Роджер Мур (семь фильмов). Еще в двух картинах сыграл Тимоти Дальтон, потом в четырех — Пирс Броснан. И, наконец, в 2006 году в Бонды произвели Дэниэла Крэйга, который пока что сыграл знаменитого агента трижды.

На сей раз спасибо режиссеру Мендесу, который отказался от монтажного крошева и мельтешения на экране, характерного для предыдущего фильма о Бонде — его было трудно смотреть, а тем более, понимать. Здесь же все изложено и показано вполне внятно.

Сперва Бонд в Стамбуле ловит негодяя, который украл списки британских агентов и куда-то их тащит. Коннери в этих случаях гнался за врагом при помощи технических чудес, предоставленных ему родным ведомством. Крэйг в этом смысле обеднел, ему не дают почти никаких волшебных приспособлений. Его ушастый, серьезный и несколько монотонный Бонд полагается в основном на собственные ноги и бесконечно бегает за врагами — этакий пролетарий шпионского труда, к тому же с вполне пролетарской внешностью. (Но ведь нынче в Голливуде даже изысканного интеллектуала Шерлока Холмса превратили в распатланного типа, который носится по Лондону, как угорелый, бьет морды и ныряет из окна в Темзу.)

bond-ww.jpg

В одном из первых фильмов про агента 007 «Из России с любовью» снимались Шон Коннери и Дэниела Бианчи
В одном из первых фильмов про агента 007 «Из России с любовью» снимались Шон Коннери (Джеймс Бонд) и Дэниела Бианчи (Татьяна Романова). На снимке они во время съемок фильма в Стамбуле в 1963 году.  Photo: From Russia With Love © 1963 Danjaq, LLC and United Artists Corp
В одном из первых фильмов про агента 007 «Из России с любовью» снимались Шон Коннери (Джеймс Бонд) и Дэниела Бианчи (Татьяна Романова). На снимке они во время съемок фильма в Стамбуле в 1963 году. Photo: From Russia With Love © 1963 Danjaq, LLC and United Artists Corp
Стамбульский эпизод заканчивается виртуозной схваткой на крыше движущегося поезда. За схваткой следит британская агентша — хорошенькая блондинка со смешной фамилией Манипенни и с большим ружьем в руках. Раньше прелестная крошка была секретаршей начальницы службы М16, именуемой М. В наши феминистские времена работа секретарши считается не достойной женщины (даже само слово «секретарша» отменено), а достойным считается палить из ружья. Когда противники вот-вот свалятся с поезда, суровая М. приказывает Манипенни палить, и та попадает прямо в Бонда. Он падает в речку, и в следующем эпизоде М. уже сочиняет ему некролог.

Ошибка стареющей начальницы, конечно, не может прикончить героя, когда до конца фильма осталось почти два часа. Бонду приходится ожить. Но в окружающей действительности его ждет мало чего хорошего. М. хотят выгнать с работы за то, что не устерегла список агентов. Ее отставку задерживает лишь то, что какие-то мерзавцы взрывают место ее работы — знаменитую службу М-16. Переселившись со всем штатом во что-то вроде катакомб, М. посвящает себя поимке мерзавцев. Тут, натурально, без Бонда не обойтись. Он, правда, в плачевном психофизическом состоянии (чего с Коннери никогда не случалось), но его подвергают всяким тестам, и М. сообщает ему, что он в порядке. Как выяснится позже, старая леди наврала.

Тут стало понятно, что М. придумали столько грехов, потому что Джуди Денч пора расставаться с этой ролью. (К финалу беднягу М. не выгонят на пенсию, но пристрелят враги.)

А Бонд, наконец, оказывается лицом к лицу с главным мерзавцем.

 

Тут необходимо отступление.

Во время холодной войны Бонд сражался с советским СМЕРШЕМ. Был там, например, некий полковник Грубозабойщиков. Потом наступила разрядка, и на сцену выступила преступная организация СПЕКТР. Эти занимались контрабандой наркотиков, покушались украсть американское золото и бабахнуть по Лондону ядерной бомбой. Кажется, возникал среди них и какой-то бывший нацист. Такие обычные, сказочные злодеи.

Настали новые времена. Холодной войны больше нет. СПЕКТР поднадоел. Откуда Голливуду взять врагов? Неоткуда. Может, оглянуться вокруг себя — не того ли кто тебя? Нет, в мире царит благодать. Ну, читаем каждый день про каких-то подрывников-самоубийц, ну, было 11 сентября — досадное происшествие, ну, взорвали самолет над Локерби, немножко обстреливают ракетами Израиль, американскому журналисту Перлу отрезали голову, майор из форта Худ с криком «Аллах акбар» прикончил 14 солдат, нечаянно погиб посол США в Ливии, а то, что все убийцы — мусульмане, так это странное, совершенно случайное совпадение и упоминать об этом в хорошем обществе просто неприлично. Сказал же президент Обама после ликвидации Бин Ладена (приписав все лавры себе), что США не находится в состоянии войны с исламом. Только с Аль-Каедой.

Радикальному исламу это маслом по сердцу, и он очень хвалил президента за это высказывание. Это ему удобно, потому что исламофашисты всего мира, в отличие от США, находятся в состоянии войны с Америкой, Израилем и вообще со всеми неверными. А не только, скажем, с Республиканской партией.

Есть такой журналист Стивен Эмерсон. Широкой публике он почти не известен. Вот если сильно пьющую артистку Линдзи Лоэн опять задержат за вождение машины в пьяном виде, эту новость будут полоскать на первых страницах дня три. А то, чем занимается Эмерсон, интереса для прогрессивных масс-медиа не представляет.

Когда исламисты попытались в 1993 году взорвать Торговый Центр в Нью-Йорке, Эмерсон предупредил, что это только начало, что разветвленная сеть мусульманских экстремистов ведет джихад против Америки, и что их цель — установить исламскую империю. Он сделал документальный телефильм «Джихад в Америке», получивший от нью-йоркского университета в Лонг-Айленде премию имени Джорджа Полка. С тех пор Эмерсон стал ведущим специалистом по исламскому террору. Руководимый им архивный центр постоянно собирает информацию по этому вопросу. Эмерсон не раз давал показания в Конгрессе. Он не устает объяснять, что действующие в США «респектабельные» мусульманские организации связаны с террористами и собирают для них деньги. Главная из таких организаций, CAIR (Council of American-Islamic Relations), основанная палестинцами, выдает себя за кроткую овечку, защищающую гражданские права здешних мусульман от преследований грубых туземцев. У нее 33 отделения по всей Америке. На самом деле за ней стоит «Мусульманское Братство». С 2009 года из-за связи CAIR также и с «Хамасом» ФБР прервало с ней общественные контакты. Организация в ус не дует, дает в Вашингтоне банкеты для американских «полезных идиотов», рассылает в тысячи американских библиотек свои книги и видеоленты.

Так называемый «Фонд Святой Земли» был разоблачен в Америке как орудие «Хамаса», которому он передал 12 собранных здесь миллионов, за что в 2009 году руководителей фонда отправили в пожизненное заключение.

Эмерсон демонстрирует интересующимся выступления исламистов вроде Фаиза Аззама в Атланте, который сказал своим соотечественникам: «Должна пролиться кровь, должны быть вдовы и сироты, отсеченные руки и ноги, кровью надо залить всё, чтобы встала во весь рост религия Аллаха». Или собрание «Хамаса» в Нью-Джерси, еще до 9/11, где сотни участников завывали: «Оплатим свой вход в рай еврейской кровью!»

Но Голливуд это все не волнует. Как это ни трудно себе представить, там верят в любое несусветное вранье, которым пичкают их исламисты. В 2010 году Нихад Авад, один из директоров CAIR, сообщил своим арабским слушателям в Иордании немыслимую чушь — что какая-то (не названная) голливудская фирма за последние 30 лет поставила 800 (!) фильмов, где мусульмане «были изображены с точки зрения сионизма». В Голливуде на это не обращают внимания. CАIR — их любимая организация. Голливудские левые из кожи вон лезут, чтобы «внести позитивные изменения в показ на экране мусульман и арабов».

Одна из самых ярких историй на тему позитивного показа мусульман произошла в 2010 году.

44-летний Муззаммил Хассан, уроженец Пакистана, получивший образование в США, вместе со своей женой Ассией после 9/11 открыл в Баффало телестанцию, чтобы посредством ТВ бороться с отрицательными стереотипами в отношении мусульман. Некоторое время супруги поборолись, а потом между ними наступил разлад. Хассану была вручена повестка о разводе. Это ему не понравилось, и прямо в телестудии он сорок раз ударил мать своих двух детей охотничьим ножом, а в завершение отрезал ей голову. На суде Хассан объяснил: голову пришлось отрезать, потому что жена давно его угнетала, и он ее боялся. Тут, правда, выяснилось, что две предыдущие жены Хассана, американка и палестинка, развелись с ним, потому что он их избивал («домашнее насилие»), а Ассия подала на развод по причине «бесчеловечного обращения».

Судья дал Хассану от двадцати пяти лет до пожизненного. А организация CАIR незадолго до убийства дала ему премию за положительное изображение мусульман на телеэкране.

В 2007 году телестудия «Фокс» устроила широко разрекламированную кампанию по вовлечению мусульман в создание американских фильмов, где их единоверцы будут представлены правдиво — то есть, с большой симпатией. В Голливуде находится бюро мусульманской организации МРАС (Muslim Public Affairs Council), которая неустанно трудится в этом направлении. Ежегодно она присуждает свои премии. Их получили фильмы «Amreeka» (трудности мусульман в негостеприимной Америке), «Syriana» (происки американских нефтяных компаний и ЦРУ на Ближнем Востоке), «Мираль» (про палестинских женщин), два эпизода телешоу CBS «The Good Wife» (исламофобия в США), а также знаменитые патриоты Америки, документалист Майкл Мур и актер Алек Болдуин. МРАС читает сценарии, проверяя, хорошо ли в них показаны мусульмане.

Уже 11 лет прошло с налета на торговый Центр, а в голливудских приключенческих фильмах если и появляется террорист, то обязательно — лицо не-мусульманского вероисповедания, желательно блондин.

 

Поэтому нечего удивляться, что главный враг в «Небопаде» к радикальному исламу не имеет ни малейшего отношения. И вообще он свой, бывший агент британской разведки. Голливудский разведчик Бурн (фильмы: The Bourne Identity, The Bourne Supremacy, The Bourne Ultimatum, The Bourne Legacy — ред.) не устает сражаться с собственными спецслужбами. Теперь настала очередь Бонда. Актеру Хавье Бардему покрасили волосы в желтый цвет и поручили изображать агента Сильву, обиженного на то, что когда-то его предала все та же нехорошая начальница М. Он и списки крадет, он и взрывает. Для внесения в фильм аромата современности Сильва, захватив Бонда в плен, угрожающе отпускает явно гейскую шуточку. На что Бонд, также в духе времени, отвечает, что нас, мол, этим не испугаешь, мы это проходили. Чувствуется, что эта тема обязательно будет развита в дальнейшей бондиане. Действительно, нельзя же отставать от прогресса.

У Бардема, к сожалению, фактически всего одна большая сцена — допрос захваченного Бонда. А он играет хорошо и смешно. Юмор (если не считать генитально-унитазно-рвотного) стал такой большой редкостью в Голливуде, что вызывает благодарность к его носителю.

Недаром коллеги Бардема — Актерская Гильдия — выдвинули его на свою премию.

А пока на экране бесчинствует обиженный британский агент, раскроем свежую газету — хотя бы от 12 декабря 2012 года. Речь в статье идет о двух 25-летних приятелях, которые познакомились два года назад на интернете и сблизились благодаря общим интересам. Оба они — американские граждане.

Мухаммад Абдул Рахман Абухдаир успел съездить в Египет, где его ненадолго посадили за связь с террористами, но потом год назад отправили по месту проживания в США. Здесь он решил достать фальшивые паспорта для себя и своего нового друга Рашида Уилсона и махнуть в Морокко или Мавританию, чтобы вести оттуда джихад. «Надо убивать, — объяснил он Уилсону, — вот что такое джихад». Уилсон не спорил и заявил, что «джихад — вершина ислама. Нет дела лучше джихада». Он был близким другом Омара Хаммами из Алабамы, который вступил в террористическую группу «Шабаб» в Сомали и находится в фэбээровском списке самых опасных преступников.

Дело с паспортами затянулось, и друзья проводили время за просмотром видео о тактике терроризма, взрывах, отрезании голов пленным, а также о том, как калечить женщин и детей. Нетерпеливый Абухдаир предложил, пока суд да дело, купить оружие и заняться похищениями людей в Америке. Наконец, они собрались в дорогу, но тут вмешалось ФБР, и друзей арестовали — одного в аэропорту Атланты, другого на автобусном вокзале в Джорджии.

Неоткуда, решительно неоткуда Голливуду брать источники вдохновения для изображения злодеев.

Фильм «Небопад» стоил 200 миллионов, и за первый же месяц проката в США собрал 261 миллион. На сайте «Гнилые помидоры» и критика (92 процента), и зрители (88 процентов) в восторге.

****


***** — замечательный фильм

**** — хороший фильм

*** — так себе

** — плохой фильм

*— кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки