Русский отец американского телевидения

Опубликовано: 1 ноября 2012 г.
Рубрики:

zvorykin s ikonostasom w.jpg

Владимир Зворыкин
Владимир Зворыкин со своим изобретением — иконоскопом, предтечей современных телекамер
Владимир Зворыкин со своим изобретением — иконоскопом, предтечей современных телекамер
Вряд ли найдется среди наших соотечественников, особенно старшего поколения, человек, которому было бы незнакомо, подчеркиваю — сегодня! — имя Владимир Зворыкин. И, тем не менее, не помешает лишний раз вспомнить о нем добрым словом. Ведь именно ему (гораздо больше, чем всем остальным изобретателям в данной области) мы обязаны возникновением электронного телевидения.

Почему, когда разговор заходит о зворыкинском телевидении, всегда уточняется — электронное? Потому что предшествовало ему, сделав первые шаги по дороге в будущее, телевидение механическое. Впрочем, кто этого не знает.

Попробуйте представить себе жизнь без телевизора в доме (сплав телевизора с компьютером отнесем сюда же). Что было до него? Радио, газеты, книги. Средоточием культурной жизни служили театр и кинотеатр. С появлением телевизора мы получили возможность, сидя у себя дома, лицезреть все, что творится в мире, во всех сферах человеческой деятельности. И стало это настолько привычным и естественным, что мы не задумываясь нажимаем на кнопки дистанционника и, развалясь в мягком кресле, погружаемся в жизнь планеты во всех ее многообразных проявлениях.

Естественно, телевидение появилось на свет, развивалось и совершенствовалось, достигнув нынешнего уровня, благодаря усилиям и изобретательности не одного человека, а целого сонма гениев, талантов, кропотливых трудяг разных стран и национальностей. Говорят, созревшие и готовые к принятию человечеством идеи витают в воздухе — их подхватывают особым образом одаренные люди-«приемники», иногда практически одновременно совершая глобальные прорывы.

Примерно так произошло и на этот раз. Глобальная телекоммуникация как идея, как новый этап, назрела, и к ней подступило сразу несколько ученых-изобретателей, в том числе и советских. Вопрос был в расторопности. Ее проявила Америка. А помог ей в этом эмигрант из советской России, Зворыкин. Кстати, само слово «телевидение», взятое на вооружение многими странами, было предложено русским инженером Константином Перским в начале XX века. Оно означает «дальновидение» (от греческого «теле» — далеко).

Новая эра взаимодействия землян через «дальновидение» начиналась в 1920-е годы — с первых локальных попыток практически одновременно в СССР, США, Германии и Англии, с примитивного, несовершенного во всех отношениях механического телевидения, не успевшего обрести массовость и просуществовавшего до начала Второй мировой войны.

Регулярное вещание (механического телевидения) в СССР началось с открытия студии первого московского телецентра на Никольской в ноябре 1934 года (и прекратившей свое существование в апреле 1940-го). А после Второй мировой войны вступил в строй телецентр на Шаболовке, построенный еще перед войной. Он был основан уже, не без участия Зворыкина, на электронных принципах, которые возникли и развивались параллельно с механическими.

Итак, кто же такой Владимир Зворыкин? Радиоинженер-изобретатель, русский эмигрант, перенесший свою жизнь и свой выдающийся талант на территорию Соединенных Штатов Америки, чем ускорил внедрение телевидения, изменившего жизнь людей столь же радикально, как изменило его радио, телефон, а позднее — компьютер и интернет. Он также оказался в числе пионеров, применивших электронику в биологии и медицине, в военном деле и в электронной микроскопии. На его изобретения было выдано 120 патентов.

Не случайно доктор Ирвинг Вольф (Wolff), много лет работавший со Зворыкиным и сменивший его на посту директора лаборатории RCA, охарактеризовал коллегу как «подарок американскому континенту». За свои достижения и вклад в развитие науки и техники США Зворыкин был награжден орденами, медалями и премиями, был почетным членом многих академий и научных обществ, его имя занесено в Национальную Палату Славы изобретателей США.

 

В Российской империи

Родился Владимир Козьмич в 1888 году в провинциальном, но очень милом и древнем городе Муроме в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина, до революции торговавшего хлебом, владевшего пароходами и председательствовавшего в Муромском общественном банке. Их каменный трехэтажный особняк, позднее превращенный в Муромский историко-художественный музей, по сей день величественно стоит на высоком берегу Оки, в центре города.

У Козьмы Зворыкина было семеро детей, пять дочерей и два сына. Владимир — самый младший. Окончив муромское реальное училище, в 1906 он едет в Петербург, где поступает в Технологический Институт. Ему крупно повезло. Его преподавателем становится профессор Розинг, навсегда заразивший его идеей создания электронного телевидения, что и определило всю его дальнейшую жизнь и судьбу. По признанию самого Зворыкина, добиться успеха он смог благодаря работам своего учителя.

Именно Борис Львович Розинг, а не кто-либо другой, вплотную занимался в России телевидением, разработал и реализовал на практике идею передачи и воспроизведения телевизионного изображения, изобрел катодно-лучевую трубку (прообраз кинескопа), иными словами — предопределил основной принцип устройства и работы современного телевидения. В 1907-1911 годах открытия Розинга были закреплены патентами, выданными Россией, Англией, Германией и США. В 1911 году Розинг сумел передать изображение простейшей геометрической фигуры, которую принял сконструированный им кинескоп, что, как считают специалисты, и ознаменовало начало эры телевидения.

«Нам откроются тайны богатства большей части поверхности нашей планеты, которая до сих пор скрыта под покрывающей ее водой... — мечтал Розинг в 1925 году. — Можно будет проникнуть таким же образом в расселины гор и потухшие вулканы и заглянуть внутрь твердой оболочки Земли. Врач будет в состоянии пользоваться таким «электрическим глазом» при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть все, что делается в мастерских, в складах, на работах... Больной, прикованный к постели, с помощью этого прибора установит связь с недоступной ему общественной жизнью...»

Увы, Россия никогда не умела ценить своих граждан, даже самых талантливых. В 1931 году Борис Розинг был репрессирован и сослан — за то, что одолжил денег другу, а друг оказался контрреволюционером. Там же, в ссылке, через два года он и умер от кровоизлияния в мозг. И теперь об этом замечательном ученом вспоминают лишь в контексте «учитель Зворыкина».

Поскольку Владимир был любимым учеником Розинга и несколько лет помогал ему в его частной научно-экспериментальной лаборатории, участвуя во всех его разработках и презентациях, то и достижения этих двух выдающихся личностей как бы слились воедино. И все же, в российском периоде изобретательской деятельности Зворыкина приоритеты, как представляется, должны бы оставаться за Борисом Розингом.

...В 1912 году Владимир окончил институт с отличием, с правом продолжить обучение за границей. По рекомендации Розинга его направляют в Париж, в College de France, на стажировку к известному физику Полю Ланжевену. Международная коммерческая палата дает возможность группе перспективных выпускников во главе со Зворыкиным совершить вояж по промышленным заводам Германии, Бельгии, Франции и Англии. Возвращение в Россию осуществляется через Данию и Финляндию.

 

Революции и Гражданская война

В 26 лет Владимир женился на студентке стоматологического училища Татьяне Васильевой, но когда начались смутные времена, жена сбежала в Берлин, а он остался в России. Во время Первой мировой войны он был призван в армию и служил в войсках связи, в Гродно, отвечая за налаживание и оборудование радиостанции. А к Февральской революции уже преподавал в офицерской радиошколе Петрограда.

«Становилось очевидным, что ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности для исследовательской работы, в ближайшем будущем не приходилось. Новое правительство издало строгие декреты, согласно которым все бывшие офицеры обязывались явиться в комиссариат для призыва в Красную Армию. Мне не хотелось участвовать в гражданской войне. Более того, я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые вынашивал», — пишет Зворыкин в своей автобиографии.

Зворыкин едет в Омск налаживать радиостанцию по поручению советских властей, не зная, что там обосновалось Сибирское правительство. Идет гражданская война. Ему приходится добираться окольными путями: Нижний Новгород, по Каме до Перми, поездом до Екатеринбурга, оттуда в Омск. Встречают Зворыкина как нужного им радиоспециалиста более чем приветливо. А затем командируют в США для ведения переговоров о поставке радиооборудования.

И снова начинаются мытарства. Все дороги, кроме северного направления, заблокированы. Примкнув к арктической экспедиции, Владимир плывет по рекам Иртыш и Обь, Карскому морю к острову Вайгач. Затем Архангельск — Норвегия — Дания — Англия и, наконец, Штаты.

Там он, не знающий английского, в течение полугода изучает радиотехнику. Но Омск вызывает его обратно. И Зворыкин покорно возвращается, на сей раз через Сиэтл — Иокогаму — Владивосток и Харбин, замкнув таким образом свое кругосветное путешествие.

После доставки Колчаку радиооборудования в 1919 году Зворыкина снова командируют в Америку, на сей раз как представителя Северного правительства — на переговоры о поставках продовольствия в Россию. Но пока шли переговоры, Колчака расстреляли, и его правительство пало. У Зворыкина больше не было никаких обязательств. Теперь он был волен сам распоряжаться своей судьбой, сделав выбор в пользу Америки.

 

Первое время в Америке

На первых порах ему предстояло пережить обычные для эмигранта сложности — языковый барьер и необходимость доказывать чужой стране, что ты не пустое место. Выручили старые связи. Формальный посол Российской империи в США Борис Бахметьев, бывший профессор Петербургского политехнического института, устроил его счетоводом в Закупочную комиссию на совсем неплохую зарплату. Более того — помог отыскать в Германии его жену, и Татьяна смогла приехать к мужу в Нью-Йорк.

Владимира конечно же не устраивала работа бухгалтера, он жаждал заняться любимым делом, рассылая резюме в соответствующие организации. Наконец, одна из них откликнулась — Зворыкина пригласили на работу в Питтсбург, в Пенсильванию, в научно-исследовательскую радиолабораторию фирмы Westinghouse Electric, с окладом вдвое меньшим, чем его бухгалтерский. Он не задумываясь соглашается.

В 1920-м у Татьяны рождается первая дочь, и теперь уже втроем Зворыкины переезжают в Пенсильванию. Здесь он самостоятельно собирает целиком электронную телевизионную систему нового типа и в 1923-м подает заявку на патент. Но ему отказывают. Временно отложив работу над телевидением, Зворыкин получает американское гражданство и поступает соискателем в Питтсбургский университет. А для нанявшей его фирмы выполняет ее основное задание — разработку фотоэлементов, что неожиданно приносит первое признание в Америке. Питтсбургский университет даже присуждает ему докторскую степень по физике. Он становится отцом вторично.

 

Дэвид Сарнофф и лаборатория RCA

В 1928 году происходит вторая (после Розинга) судьбоносная встреча Зворыкина. На сей раз это талантливый миллионер-предприниматель Дэвид Сарнофф. Судьбоносной встреча станет для обоих и, как результат их многолетнего сотрудничества — для нас с вами.

Сарнофф сам по себе личность уникальная. Сын еврейских эмигрантов из России, он оказался в Америке в возрасте 8 лет и с 12 начал свое восхождение по карьерной лестнице.

Гигантская компания Радиокорпорация Америки (Radio Corporation of America — RCA), которую он возглавлял, практически была задумана и предложена им. Возникшая в годы Первой мировой войны как государственная радиовещательная сеть, она развилась в мощную корпорацию, охватывающую всю национальную радиовещательную систему США. Сарнофф поначалу был ее коммерческим директором, потом главным управляющим, вице-президентом и, наконец, бессменным президентом вплоть до 1949 года.

Его называли организующим звеном и катализатором талантливейших умов, помогавших ему создавать сначала радиосеть Америки, а затем и ее телевидение. Зворыкин появился на его горизонте как нельзя вовремя. Только Сарнофф практически не знал русского языка, а Зворыкин с большим трудом изъяснялся на английском. Они едва понимали друг друга. Но энтузиазм и творческая одержимость, уверенность и напор понравились Сарноффу. Он спросил русского эмигранта, сколько времени и денег понадобится ему, чтобы создать телевидение в США. На что Зворыкин не задумываясь ответил: «Два года и 100 тыс. долларов».

Изобретатель поскромничал или слукавил — затея обошлась RCA в 50 млн. Лаборатория компании, в которой теперь трудился Владимир, находилась в Кэмдене (Нью-Джерси). Здесь он и создал передающую трубку (преобразователь световых сигналов в электрические, прототип современной видеокамеры), названную им «иконоскопом», которая ляжет в основу всей системы телевидения. Следующей становится высоковакуумная приемная трубка — кинескоп (прототип современного видеомонитора).

В 1931 году RCA провела первые пробные телепередачи в Нью-Йорке. На следующий год Национальная радиовещательная корпорация NBC, принадлежавшая RCA, осуществила экспериментальные телепередачи с самого высокого небоскреба Америки — Эмпайр-стейт-билдинг. А с 1939-го уже началось регулярное телевещание, основанное на зворыкинской системе. С окончанием войны телевидение в стране развивается лавинообразно. Одна за другой открываются новые телестудии, вовлекаются новые умы. Как все мы ежегодно убеждаемся, телевидение не имеет предела совершенства. И на его поступательное развитие теперь работает огромное количество первоклассных специалистов. Но каким бы оно ни стало в будущем, место первооткрывателей останется неизменным.

 

Телевидение и другие электронные проекты

RCA Television, model unknown, circa 1951 w.jpg

Реклама телевизоров компании RCA. 1951 год
Реклама телевизоров компании RCA. 1951 год. Одним из изобретателей телевидения по праву считают русского эмигранта Владимира Зворыкина.
Реклама телевизоров компании RCA. 1951 год. Одним из изобретателей телевидения по праву считают русского эмигранта Владимира Зворыкина.
На титул изобретателя телевидения в США претендовал не только Зворыкин, но и Фило Фарнсуорт (Philo Farnsworth), 20-летний гений-самоучка из Айдахо, известный в основном изобретением одной из систем электронного телевидения — диссектор (Image Dissector). Именно он в 1927 году получил патенты на проект телевидения. Хотя его диссектор практического применения не получил, он основал в Сан-Франциско, при финансовой поддержке двух меценатов, собственную лабораторию, где трудился над созданием системы передачи сигнала на расстоянии.

Дэвид Сарнофф выкупил у Фарнсуорта его патенты за 1 млн. долларов — по тем временам деньги огромные, но использовал всё-таки проект Зворыкина. Быть может, выкупал он не столько патенты, сколько откупился от возможных притязаний.

К 1933 году русский изобретатель завершает работу над созданием электронной телевизионной системы США, выступив на ежегодной конференции Американского общества радиоинженеров с подводящим итог докладом: «Иконоскоп — современный вариант электрического глаза». Тем же годом Америка датирует рождение телевизора — чуда ХХ века.

Компания RCA устанавливает на Эмпайр-стейт-билдинг уже современную трансляционную станцию. А ее заводы начинают выпускать телевизоры с кинескопом конструкции Зворыкина. В 1936 году три зворыкинских телекамеры впервые в истории человечества транслировали в прямом эфире Олимпийские игры из Берлина. В 1939-м RCA запустила первые в мире 13 телевизионных каналов.

В преддверье Второй мировой вой­ны лаборатория Зворыкина переключается в основном на электронную оптику для военных нужд и создает прибор ночного (инфракрасного) видения, систему телевизионного наведения для авиабомб с иконоскопом-видеокамерой, транслирующей картинку оператору, несколько телевизионных военных систем — управляемые ракеты, подводные торпеды и т.п. В 1944-м штаб ВВС США назначает Зворыкина консультантом по научным вопросам.

Вместе с выдающимся математиком Джоном фон Нейманом Зворыкин разрабатывает новый метод прогнозирования погоды с использованием метеоракет и компьютерной обработкой данных.

 

Элементы биографии

Личная жизнь Владимира и его жены Татьяны не заладилась с самого начала. И несмотря на то, что их связывали общие дети — дочери Нина и Елена, супруги в 1930 году развелись. И 20 последующих лет Зворыкин прожил холостяком. Но все эти 20 лет у него был тайный роман — с Кэтрин Полевицкой, эмигранткой из России, умной и обаятельной женщиной, профессором бактериологии в Пенсильванском университете. Она была замужем, а муж не давал развода. Владимир и Екатерина поженились только в 1951-м, после того, как она овдовела. Оба к тому времени уже перешагнули за 60. Но судьба подарила им еще 30 лет счастливой совместной жизни.

Зворыкин часто бывал в Европе, выступал с лекциями в ведущих университетах мира, консультировал коллег. Специалисты констатируют, что его помощь сыграла большую роль в становлении европейского телевещания.

Страна Советов не осталась в стороне. Ей тоже нужно было телевидение. Об эмигрировавшем в Америку отечественном изобретателе она не забыла. Более того, соответствующие органы дали понять, что готовы простить ему «белогвардейские прегрешения» и предложили вернуться. Владимир заколебался. Но знающие люди объяснили, что этого делать не стоит. Как в России обращались с «изменниками Родины», мы все хорошо знаем.

Первый раз Зворыкин рискнул посетить Россию в 1935-м, после вояжа по Европе. То было самое страшное время репрессий. Его не только не тронули, но и приняли с почетом. А при следующем визите, в 1938-м, Наркомат электропромышленности заключил через него договор с RCA о поставках в Россию телевизионного оборудования, благодаря чему была введена в действие первая передающая станция электронного телевидения на Шаболовке и налажено производство первого советского телевизора «ТК-1», собранного по чертежам Зворыкина и с его кинескопом. А с 10 марта следующего года начались регулярные телевизионные передачи.

Третий раз Владимир смог посетить Родину только в 1959 году, вместе с Катериной. В общей сложности они вдвоем наведывались в СССР 8 раз. Но ни разу не получили официального разрешения на поездку в Муром, считавшийся закрытым для иностранцев городом. Однажды Владимир не выдержал и нарушил запреты. Как сам он записал в своих воспоминаниях, они с женой взяли тур во Владимир, а там «потерялись», сели в такси и махнули прямиком в Муром. Ровно полвека не видел Зворыкин родного дома, церкви, улиц, где прошли его детство и отрочество. Он смог, наконец, посетить могилы родителей. Погулял по отчему дому, превращенному в музей, и оставил обстоятельную запись в книге отзывов.

В 65 лет Зворыкин ушел с должности директора лаборатории электроники компании RCA, но не от изобретательской деятельности. Для фирмы RCA он остался почетным вице-президентом.

Под влиянием жены-профессора он увлекся электронными нововведениями в области медицины, став директором центра медицинской электроники при Институте Рокфеллера в Нью-Йорке. В соавторстве с канадским ученым Джеймсом Хиллиером (Hillier) им был создан первый электронный микроскоп высокого разрешения, воспроизводящий цветное изображение на телеэкране. На основе разработанных им телесистем и новейших медицинских достижений Зворыкин закладывает основы биоинженерии и интегральной микроэлектроники. В качестве зонда-радиопередатчика он использует миниатюрную таблетку, которую заглатывает испытуемый.

Попутно он преподает в университете Майями в качестве внештатного профессора, становится президентом Международной федерации медицинской электроники и биологической техники.

Умер Владимир Зворыкин в 1982 году в Принстоне (Нью-Джерси) в возрасте 94 лет, практически в день своего рождения. За несколько часов до смерти в своем последнем телефонном интервью он сказал, что умирает от старости. Его прах был развеян над озером Тонтон (Taunton). Любимая жена Катерина пережила мужа на 2,5 года, умерев в возрасте 97 лет. На ее могильной плите на Принстонском кладбище добавлены имя и даты великого изобретателя в таком вот контексте: Zworykin Katherine, born 6 December 1888, died 18 February 1985, beloved wife of Dr. Vladimir Kusma, born 30 July 1889, died 29 July 1982.

 

Вместо послесловия

Несмотря на то, что гениальный ученый-изобретатель многократно посещал СССР и всячески помогал наладить отечественное телевещание, о нем, как и о многих российских эмигрантах, покинувших Родину, старались не писать и не говорить, хотя его открытиями широко пользовались. Поэтому не удивительно, что советские люди практически ничего о Зворыкине не знали. Даже имя его было им незнакомо, не считая, может быть, узкого круга ученых-специалистов по электронике.

Это теперь переродившаяся Россия с гордостью объявляет его «всемирным отцом телевидения». Кстати, сам Зворыкин никогда себя таковым не считал, признавая, что изобретение телевидения — «бесконечная лестница, созданная десятками рук».

В городе Муроме приняли, наконец, решение установить своему прославленному земляку памятник, запечатлев его не именитым изобретателем Америки, а студентом российского ВУЗа, сидящим на скамейке возле родного дома. Средства на памятник — с миру по нитке — собирали три года. За осуществление идеи взялся московский скульптор Павел Щелов, тоже уроженец Мурома. Памятник уже давно готов и отлит в бронзе. Но его все никак не установят — у города нет на это денег. Как нет денег и на ремонт дома-музея купца Козьмы Зворыкина, ветшающего и проседающего год от года.

Но что самое удивительное, памятник отцу телевидения совсем недавно установили на «лобном месте» перед телебашней Останкино. На низкой площадке, почти вровень с землей, бронзовая фигура изобретателя, опирающегося на свой знаменитый «зворыкинский телевизор», вырубленный из гранитной глыбы в натуральную величину. Экран сквозной и через него виден меняющийся от ракурса смотрящего ландшафт Останкино. На торце постамента посвящение: «Владимиру Зворыкину — изобретателю телевидения».

Автор композиции академик Российской академии художеств, народный художник России Сергей Горяев объясняет: «Идея композиции предполагает игровое взаимодействие со зрителем, каждый может не только сфотографироваться «со Зворыкиным», но и попасть в телевизор, используя пространство корпуса, через которое открывается вид на Останкинскую телебашню».

Правительство России учредило даже ежегодную Национальную премию имени Владимира Зворыкина — в области инноваций. А в 2010 году об «отце-основателе мирового телевидения» в России был снят двухсерийный документальный фильм — продюсер, автор проекта и сценария, телеведущий Леонид Парфёнов. На презентации фильма он сказал: «Конечно, этот фильм — дань уважения телевизионщика отцу-основателю профессии. Но теперь о Зворыкине, человеке потрясающей судьбы, который жил в потрясающее время, узнает и зритель Первого канала, а это — население всей страны».

На фильм негативно отреагировали, «обозвав» его «флюсом», два возмущенных журналиста-телевизионщика Юрий Зубов и Владимир Маковеев — статьей «История телевидения — гламурный вариант». Считая его однобоким, «серьезно искривляющим информационное пространство в невыгодную для России сторону», они доказывают, что были и другие изобретатели телевидения.

Кроме отмеченных выше Розинга, Фарнсуорта и Сарнова, они приводят имена советских изобретателей Семена Исидоровича Катаева и Бориса Павловича Грабовского.

В 1929 году Семен Катаев сделал патентную заявку на «Устройство для электрической телескопии в натуральных цветах» (воспроизводимых последовательно с помощью электронно-лучевой трубки и складывающихся на экране в естественную многокрасочную картину). 24 сентября 1931 года, на полтора месяца раньше Владимира Зворыкина, он подает заявку на изобретение. В этом же году с помощью своей трубки производит передачу первого телевизионного изображения, а 30 апреля 1933 года получает Авторское свидетельство СССР.

Советский физик и изобретатель Борис Грабовский работал в Ташкенте. Считается, что 26 июля 1928 года в Ташкенте он первым в мире передал по радио, без проводов, движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения.

В 1927 году шотландец Джон Бэрд осуществил передачу телевизионного сигнала между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км по телефонным проводам. В 1928 году компания Бэрда сделала первую трансатлантическую телевизионную передачу между Лондоном и Хартсдейлом (штат Нью-Йорк).

Немец Манфред фон Арденне в 1931 году на Берлинской радиовыставке публично продемонстрировал собственное электронное телевизионное устройство, основанное на «бегущем луче», принципы которого применяются в отдельных областях телевидения до сих пор. С середины 1930-х Арденне работал на гитлеровский атомный проект, а после войны – на советскую ядерную программу, как «самый яркий научный трофей» Советской армии.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки