Стволовые клетки с политикой и без нее

Опубликовано: 19 ноября 2004 г.
Рубрики:

Иногда наука становится политикой. Так произошло с исследованиями стволовых клеток (stem sells), которые во многих странах, в том числе в США, оказались в центре раскаленных политических дебатов.

Стволовые клетки — это клетки, которые не имеют определенной специализации и теоретически способны давать начало любым типам тканей. Теоретически, потому что ученые еще не выяснили до конца, что же заставляет клетки “выбирать профессию”, и как они разбираются в каком направлении им надо развиваться. Однако есть идеи, что если стволовые клетки поместить в правильные условия (например, внедрить их в определенную ткань, скажем, в мозг) и дать им правильные команды (впрыснуть определенный набор сигнальных молекул), то из них можно выращивать фрагменты тканей и даже целые органы.

Однако, чтобы фантазии и гипотезы стали реальностью, необходимы научные исследования, а для исследований нужны стволовые клетки. Сейчас человеческие стволовые клетки в США получают главным образом из “лишних” эмбрионов — тех, что остались после оплодотворения в пробирке (как правило, искусственное оплодотворение дает начало не одному, а нескольким эмбрионам). По данным Общества Искусственного Оплодотворения (Society for Assisted Reproductive Technology) в хранилищах на территории США находятся свыше 400 тыс. замороженных эмбрионов, причем примерно 11 тыс. из них заведомо “бесхозные”, и их можно пустить на научные нужды.

Казалось бы — источник найден, и можно начинать научные работы. Однако, так как для получения стволовых клеток, эмбрион обычно разрушают, нашлись люди, которые стали протестовать и заявлять, что нехорошо, дескать, использовать клетки человеческих зародышей, даже если эти зародыши все равно обречены на гибель.

Чтобы никому не было повадно покушаться на сокровенные тайны жизни, президент Буш в 2001 году запретил государственное финансирование исследования эмбриональных стволовых клеток, что фактически перерезало артерии этому направлению. И хотя ведущие специалисты медицинской науки не устают повторять, что такая политика приведет лишь к тому, что открытия века будут сделаны не в Америке, а в других, более толерантных странах, позиции правительства по этому вопросу пока остаются неизменными. Однако вполне возможно, что вскоре стволовые клетки вовсе не обязательно будет получать из зародышевых тканей, и в руках ученых окажется новый, более удобный и “политически правильный” источник.

Несколько лет назад группа американских ученых показала, что клетки, находящиеся в определенном регионе волосяного фолликула, могут давать начало не только новому волосяному фолликулу, но и другим структурам кожи — эпидермису, сальным железам. Было также показано, что при проникающих ранениях кожи, эти клетки мигрируют из волосяного фолликула в эпидермис, что подтверждает их участие в восстановлении кожи. Позже было доказано, что в коже взрослых млекопитающих (во всяком случае, в коже мышей), живут клетки, которые могут давать начало нервным и пигментным клеткам.

Такие широкие возможности клеток могли означать только одно — в коже взрослых людей есть стволовые клетки. А значит, эти клетки могут быть выделены и использованы в исследованиях, без переступания каких бы то ни было этических барьеров.

Область волосяного фолликула, в которой сосредоточены стволовые клетки, называется bulge region. Она расположена в верхней части волосяного фолликула, и, предположительно, при выдергивании волоса может частично или полностью выдергиваться вместе с ним. Ученые давно предполагали, что именно здесь находятся клетки, из которых развивается волос, но не подозревали, что их значение настолько велико.

Если исследования стволовых клеток будут продолжены, то вполне возможно, что в не таком уж далеком будущем можно будет, скажем, выращивать новые кости взамен раздробленных, новые глаза взамен испорченных компьютером, или новые почки и печень для поклонников горячительных напитков. Пока же успехи новой отрасли медицины еще очень скромны. Например, есть попытки выращивать кости, заселяя матрицу, изготовленную из различных материалов, остеобластами — незрелыми клетками костей (по мере роста новой кости, матрица растворяется). Аналогичные технологии применяют для выращивания кожных лоскутов, которые уже используют для лечения ожогов. Есть данные о том, что стволовые клетки ускоряют заживление ран и повреждений сердечной мышцы. Однако вопросов и проблем здесь пока гораздо больше, чем ответов и решений

Интересно, что пока ученые спорят и мечтают об открытиях, коммерческие структуры спешат использовать идею и потихоньку начинают предлагать клиентам “клеточную терапию”, суля омоложение и избавление от болезней. Что ж, стволовые клетки сейчас входят в моду, вокруг них много споров, на них возлагают много надежд — как не поверить в их магическую силу? Однако тем, кто уже готов выложить круглую сумму за новейший метод лечения, нужно иметь в виду, что исследования стволовых клеток находятся в самом начале пути, и с политикой или без нее пройдет еще немало времени, пока они принесут плоды.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки