«А что это вы там снимаете?» — О фильме «Ходорковский»

Опубликовано: 16 декабря 2011 г.
Рубрики:
                                                                                      Все спекуляции и истерику на этот счёт
просил бы прекратить.
                                        Владимир Путин

platon_lebedev___khodorkovsky_w.jpg

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в Хамовническом суде Москвы во время второго процесса
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в Хамовническом суде Москвы во время второго процесса. Москва, 2011 г. Photo courtesy: Lala Fims Productions
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в Хамовническом суде Москвы во время второго процесса. Москва, 2011 г. Photo courtesy: Lala Fims Productions
Немецкий режиссёр Кирилл Туши рассказывает, что знать не знал о Ходорковском, пока в 2006 года ему не случилось оказаться на кинофестивале в городе Ханты-Мансийск. «Я увидел, как богат этот фестиваль с главным призом в 50 тысяч долларов, как роскошно выглядит город, и спросил: откуда это всё? Мне ответили: нефть и ЮКОС, только ЮКОСа теперь нет, потому что шеф в тюрьме».

Надо отдать должное молодому режиссёру, он сразу почувствовал, что это его сюжет и, не теряя времени, начал снимать. Наняв машину, он вместе со своим оператором, отправился к нефтяным полям. Близко их, правда, не подпустили — запретная зона, — но и то, что им удалось снять, прекрасно передавало атмосферу, окружавшую ЮКОС.

Наверное, этот первый день во многом определил и атмосферу фильма. В своей работе Кирилл Туши старался быть объективным. Он не рвался вынести окончательный приговор, он пытался понять, кто такой Ходорковский и как произошло то, что произошло. В фильме звучат голоса и друзей, и врагов бывшего олигарха. Но вот эта атмосфера — запретов, окриков, запугивания, короче говоря, беззакония, — атмосфера, в которой формировался и жил олигарх, а нынче живёт заключенный Ходорковский, эта атмосфера стала, наверное, не менее существенной частью фильма, чем любые слова друзей и врагов бывшего владельца ЮКОСа.

Фильм начинается весьма символической сценой: на экране постепенно возникает снежная равнина, вдалеке лесок, а перед этим леском одинокая нефтекачалка, камера медленно панорамирует, появляется церковка на холме, и в морозном воздухе звучит ясный почти детский голосок. И именно этот детский голос, сразу ставит всё на свои места: «А что это вы там снимаете?» — спрашивает ребёнок. С холма спускаются по снегу трое подростков: двое мальчишек и девочка. Туши объясняет: я снимаю фильм о Ходорковском, знаете такого? Девочка не знает, но один из мальчиков в курсе: «А, я его знаю, он украл много денег у России».

В последних кадрах фильма камера панорамирует назад — от церквушки к равнине, лесу, а картинка экрана становится всё меньше и меньше. Нам словно бы показали, что там происходит за этими лесами, за этими благостными равнинами, показали и опять закрыли занавес.

Что там происходит? Кирилл Туши беседует с российскими и немецкими министрами, с советниками президента Медведева, с бывшими совладельцами ЮКОСа, с журналистами и юристами, но самый точный ответ на вопрос «что происходит» даёт Игорь Гнездилов, человек бывалый, пятикратно судимый, проведший в тюрьмах и лагерях 19 лет своей жизни. В читинском СИЗО Гнездилов провёл в одной камере с Ходорковским почти год. К Ходорковскому Игорь Гнездилов относится с уважением, но за несколько дней до истечения половины срока бывшего олигарха — отсидев половину, заключенный получает право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении, — Гнездилова шантажом вынудили подписать заявление о том, что Ходорковский, идя на прогулку, отказывался держать руки за спиной, «игнорируя требования сотрудников администрации и грубо нарушая правила внутреннего распорядка». Понятно, что в досрочном освобождении Ходорковскому отказали.

Гнездилов теперь на свободе, с отбойным молотком и ломом трудится в читинском железнодорожном депо. Кирилл Туши встретился с ним и вот что услышал:

«Находились бы мы в другом государстве, может быть, я чуть больше бы приоткрыл для вас. Но жизнь у меня одна, и кроме этой жизни у меня ни черта нет. Жизнь — дорогое слово, да? Но в наши дни жизнь, Кирюха, ничего не стоит. Жить дорого, а жизнь дешевая».

В этом пространстве между бдительными детьми, умилительным ландшафтом и рассудительным рецидивистом и располагается Ходорковский: студент, комсомольский функционер, поклонник Павки Корчагина, предприниматель, банкир, владелец гигантской нефтяной компании, в далёком далёком прошлом, восемь лет назад, один из богатейших людей мира, а теперь ЗК.

Любому мало-мальски разумному человеку ясно, что Ходорковский сидит в тюрьме не потому, что он совершил нечто противозаконное, а потому, что сидящим в тюрьме его хочет видеть Хозяин. Вопрос не в том, справедливо ли Ходорковский находится в тюрьме, вопрос в том — кто такой этот Ходорковский.

То, что Ходорковский получил компанию ЮКОС в результате жульнического залогового аукциона — это несомненно. Но ровно так же получили свои баснословные богатства и все прочие российские олигархи (и более мелкие участники игры). Кто этих людей выбрал, чтобы превратить их в главных капиталистов? Связи? Случай? Вероятно. Плюс, понятно, и собственные их качества — ловкость, изворотливость, сметливость. Наверняка были и большие откаты. Наверняка чиновники (от мала до велика), распоряжавшиеся приватизацией, получили серьёзную долю.

Все были хороши.

Все были хороши, но английский журналист Бен Эрис, проработавший в России 15 лет, рассказывает Кириллу Туши, что в 90-х Ходорковский был одним из худших. Однако тот же Эрис говорит, что в 2000-м произошел резкий перелом — что произошло, он не знает, но в стране, где правила и законы существуют только на бумаге, Ходорковский-предприниматель оказался первым из тех, кто стал работать, следуя букве закона. О каком-то резком сдвиге, произошедшем в 2000-м году, рассказывают и другие персонажи фильма. Борис Немцов говорит, что он в связи с этим придумал специальный термин «юкосизация». «Юкосизация, — по мнению Немцова, — это трансформация криминального бизнеса в бизнес западного стиля». Отчётность компании ЮКОС теперь была прозрачной, Ходорковский занялся благотворительностью: среди прочих его пожертвований 100 миллионов долларов на университетские журналистские программы, а также финансирование фонда «Открытая Россия», целью которого было заявлено «утверждение в обществе доверия к крупному российскому бизнесу, осознавшему свою социальную ответственность перед населением».

Мы были самым крупным налогоплательщиком в стране, рассказывает один из собеседников Кирилла Туши, мы платили больше даже чем Газпром, при том, что Газпром был в три раза крупней ЮКОСа.

По официальным данным за каждую тонну выкаченной нефти ЮКОС внёс в 2001-м году в государственную казну по 45.7 доллара налога, много больше, нежели какая-либо нефтяная компания России.

В феврале 2003 года на встрече Путина в олигархами Ходорковский говорил о коррупции в России. По оценкам российских и западных экономистов коррупция в 2002-м году измерялась кругленькой суммой в 33 миллиарда долларов. «Мы этот процесс коррупции начали, — сказал Ходорковский, — мы и должны его закончить».

По чьим карманам распределялись эти деньги, Ходорковский, несомненно, знал. Но, несомненно, знал и Путин.

В апреле 2003 года — и многие считают, что это и стало последней каплей, — Ходорковский заявил о том, что намерен оказывать финансовую поддержку оппозиционным партиям «Союз правых сил» и «Яблоко».

Совершенно понятно, что, позволив олигархам владеть бывшими государственными компаниями, Кремль полагал толстые бумажники этих олигархов своим собственным кошельком. Ни для кого не было секретом, что из этого кошелька финансировалась избирательная компания Ельцина в 1996 году. Трудно представить себе, что в президентство Путина ситуация изменилась. И олигархи твёрдо знали, что высшим сферам не понравится, если даже мелкая мелочь из этого кошелька попадёт в неугодные Кремлю руки.

Евгений Сабуров, бывший министр экономики — и, кстати, поэт, — рассказывает Кириллу Туши об одном очень богатом человеке, который заявил, что готов жертвовать на помощь больным детям, но не на образование. Почему? «На образование ни в коем случае — это уже идеология». То есть, неизвестно как посмотрит на такое пожертвование начальство. А вдруг решит, что у олигарха имеются какие-то свои идеи или, не дай Бог, политические амбиции.

Следуя за рассказом Кирилла Туши, мы можем предположить, что Ходорковского заперли в тюрьме потому, что он стал выделяться, стал непокорным или, может быть, даже у него действительно появились политические амбиции.

«Путин ощущал со стороны Ходорковского вызов, противостояние. Даже, я бы сказал, некоторую демонстрацию превосходства. Мелкий человек этого простить не может», — рассуждает тот же Евгений Сабуров.

Возможно это? Возможно.

А может быть, он затеял какую-то хитрую операцию, затеял и проиграл. Один из персонажей фильма, Дмитрий Гололобов, бывший юрист ЮКОСа, явно томящийся в Лондоне, прямо говорит, что считает Ходорковского виноватым. «Михаил Борисович принял решение осознано, самостоятельно, — говорит Гололобов, — но моя позиция вот какая: командир отряда, выходящего из окружения, если он с отрядом попал в плен — он дурак. Я готов это в лицо Михаилу Борисовичу сказать». Ходорковский был генералом, полагает Гололобов, и он отвечает за своё воинство: он обязан был не геройствовать, а вывести подчинённых из окружения.

Можно это было сделать? Бывший начальник охраны ЮКОСа (и бывший генерал КГБ) Алексей Кондауров утверждает, что, да, можно: «Были такие предложения — 100 миллионов долларов, и мы от тебя отстанем».

Ходорковский ответил: нет. Почему? Из гордости, из глупости, из жадности, из принципиальности? Не правда ли, любое из этих объяснений звучит смешно? Но всё же он ответил — нет.

Сам Ходорковский объясняет так: «Умный человек находит выход из трудной ситуации, мудрый в неё не попадает. Может быть, я был недостаточно мудрым».

Фильм Кирилла Туши подтверждает то, о чём мы догадывались: после того, как арестовали Платона Лебедева, Ходорковский знал о предстоящем своём аресте. Знал, но вернулся из поездки в Америку. Он бы мог остаться там, как остался в Англии Березовский, но — не остался. Можно даже предположить, что начальство именно на такой поворот событий и надеялось — зачем им всё это судилище, эти неприятности? А уже после ареста, неужели через пару дней в тюрьме его бы не освободили, если бы он покаялся, признался бы во всём, что требовалось начальству, и отдал всё, что они хотели получить? А потом уехал бы в ту же Англию и жил бы там припеваючи? За три года до этого другому олигарху, Владимиру Гусинскому, потребовалось ровно два дня в тюрьме, чтобы он на всё согласился и уехал. Но Ходорковский ни на что не согласился и не сдался.

Именно об этом думаешь, посмотрев фильм Кирилла Туши.

Нарушал ли Ходорковский законы (те, которые существовали в перестроечные годы)? Как и все кто занимался в то время большим и малым бизнесом и большой политикой, наверное, да. За это ли посадили Ходорковского, выхватив его из толпы, точнее из элиты богачей? Несомненно, нет.

Почему его посадили? Мы вместе с автором фильма можем только гадать.

Кирилл Туши не выбирает сторон. Но вольно или невольно его фильм сводит всё то, что мы знаем, к элементарному противостоянию: вот человек, который уже 8 лет сидит в тюрьме — хотя мог бы этого избежать — и ведёт себя достойно, и вот те, кто его посадил.

Тут всё кристально ясно и, по-моему, зрителю не составит труда сделать свой выбор.

 

Компания Kino Lorber приобрела права на прокат фильма «Ходорковский» в Соединённых Штатах. После американской премьеры, которая состоялась 30 ноября в Нью-Йорке, фильм будет показан и в других городах. В Сан-Франциско картина будет демонстрироваться с 24 февраля по 1 марта 2012 года в кинотеатре Lumiere.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки