Что идет в кино

Опубликовано: 16 июня 2010 г.
Рубрики:
Российские поклонницы Джейка Джилленхола просят автограф у своего кумира. Москва, Кинотеатр "Октябрь", премьера фильма "Принц Персии: пески времени".
11 мая 2010 г. Photo ©2010 Disney

Персидский Принц: Пески времени
Prince of Persia: The Sands of Time

Идет везде
Режиссер Майк Ньюэлл

Хрясь. Вжик. Трах. Бум. Дзынь. Бабах.

Таково содержание этого фильма. Может быть, потому, что он - экранизация видеоигры. Но еще и потому, что это нравится руководству Голливуда. Сейчас так носят.

Собственно, продюсеры редко отличались интеллигентностью. Кажется, мне уже случалось рассказывать анекдот, услышанный от американских сценаристов тридцать лет назад. "Идут по пустыне сценарист, режиссер и продюсер. Дикая жара. Умирают от жажды. Вдруг сценарист находит большую железную банку томатного сока. Режиссер говорит: "Прекрасно! Я знаю, что делать!" Начинает открывать банку. Вступает продюсер: "Стоп! Никто не пьет, пока я туда не пописаю!"

Но такого идиотизма, как сейчас, не бывало никогда. Он разливается по поверхности Голливуда неудержимо, как нефть по Мексиканскому заливу. Давным-давно известно, что многие американские фильмы по своему умственному уровню рассчитаны на 12-летних детей. Но нынче, по-моему, уже на кого-то другого. На морских звезд?

В "Персидском принце" (продюсер - знаменитый и могущественный Джерри Брукхаймер), куда было вложено 200 миллионов, нет ни Персии, ни принца, ни сюжета, ни приключений, ни юмора, ни интересных спецэффектов. А есть масса шума и звона, протыканий мечами и стрелами, беспорядочная мешанина плохо выстроенных эпизодов и несколько земных поклонов в сторону политкорректности - по ним видно, что в Голливуде укрепилась левацкая цензура, и ее требования известны всем. Еще есть звезда Джейк Джилленхол, который не хочет вечно носить на лбу печать "голубого ковбоя" из "Горбатой горы", и вот выбрал себе роль помужественнее. Но серьезно просчитался. Во-первых, он не рожден для лавров Сильвестра Сталлоне. Во-вторых, играть здесь абсолютно нечего, и картонный принц Дастан, произносящий высоким голосом Джилленхолла идиотские реплики, во второй половине фильма выглядит в своем капюшоне просто американским школьником. Поначалу он так много прыгает по крышам, что его трудно разглядеть.

Да он и не принц вовсе. Герой благородного происхождения в Голливуде не проходит по анкетным данным. Берем только трудящихся, а еще лучше - люмпенов. Дастан - беспризорник с базара, которого по непонятным соображениям усыновляет персидский шах (хотя у него есть двое собственных сыновей). Дождавшись, когда у мальчика выросла модная небритость, Персия идет войной на соседнюю страну под названием то ли Умолот, то ли Умотал. Какой-то шпион (видимо, по имени Цеэру) сообщил, что в Умолоте есть холодное оружие (очевидно, Эсэму, средство массового уничтожения), направленное против Персии. На самом деле там, конечно, ничего такого нет. У них даже оружейных мастерских сроду не было. Так, что по поводу своего вторжения пристыженные персияне будут неоднократно и жалобно извиняться. Зато в Умолоте есть красавица-принцесса, которая, как положено передовой девушке, может заехать по шее со страшной силой. Война дает возможность Дастану вволю полазить по крепостным стенам и попрыгать по крышам. Вообще-то его специальность - разрубать мечом толстые веревки, чтобы с ужасным грохотом на головы врагов валились всякие столбы и доски. Вокруг много дерутся, но действие так мелко настругано, что ничего не успеваешь разглядеть.

Еще там есть брат шаха, изготовленный из сплошного коварства, в роли которого позорится Бен Кингсли. Он пришивает монарха и сваливает все на бедного Дастана. А у принцессы есть волшебный кинжал, который зачем-то обращает время вспять, но ненадолго. И то, если засыпать туда особого песку и нажать на кнопочку. Снимали в Марокко, так что песку хватает. Но этого Марокко почти не видно - продюсер велел вырезать из готового фильма пейзажи, вставленные режиссером, чтобы они не отвлекали от захватывающего действия. По его ходу непонятность сюжета растет, как на дрожжах. Возникает какой-то голубоглазый, весь в черном и с ядовитыми змеями. Кто такой - шут его знает. Кинжал переходит из рук в руки. В каждом кадре кто-нибудь взывает: "Где кинжал?" "Спасайте кинжал!" "Отдай мне кинжал!" Бушует электронный пожар. Клубятся страшные тучи. Всё погибает, потом воскресает, и по новой погибают уже только те, кому положено - Бен Кингсли и мужик со змеями. Принц и принцесса долго пикируются на уровне не слишком остроумных десятиклассников, но в финале, наконец, наносят друг другу неизбежный поцелуй.

Как бы ни были наивны сюжеты приключенческих фильмов, они все-таки обычно не разрушают мозговые клетки. Даже наоборот, немножко развивают. В них есть какая-никакая последовательность, причинные связи, изобретательность, желание удивить зрителя, в некоторых - поэтичность. Они совместимы с устройством нашей психики. Старого британского "Багдадского вора" (1940) вспоминаешь с нежностью. Продюсером, между прочим, был венгерский еврей, знаменитый сэр Александр Корда (который, в числе прочего, сам как режиссер поставил у себя на студии "Леди Гамильтон"). Брат его, художник Винсент, за "Багдадского вора" получил "Оскара". Как все было придумано! Вот уж там был злодей так злодей - как сейчас помню, Джафар. И никто не предъявлял фильму кретинские претензии, что арабского колдуна играет звезда немецкого кино-экспрессионизма Конрад Вейдт! А вокруг "Персидского принца" уже запрыгали, роняя пену, заинтересованные организации с вопросами - где ближневосточные исполнители? Уступить место ближневосточным! (Каким? Откудова?) Почему нашего принца изображает какой-то Джилленхол? Тем более, наверно, разузнали - по имени-то он, между прочим, Яков Вениамин, по папе швед, по маме - о ужас! - сами понимаете кто, нахально считает себя евреем, и бар-мицва у него была! (Прогрессивные родители, режиссер и сценаристка, устроили ее в приюте для бездомных, чтобы мальчик хорошенько помучился чувством вины за свою обеспеченность).

"Персидский принц" - картина вредительская, даже с физиологической точки зрения. Своей бессмысленной хаотичностью, не говоря уж о грохоте и мельтешении, она просто убивает наши бедные мозги. Зрители растеряны и ходят на нее гораздо меньше, чем рассчитывали продюсеры. Уже считается, что в Америке она провалилась в прокате. Заграницей сборы получше, особенно в России и Китае.

У критиков на "Гнилых помидорах" фильм набрал всего 39 процентов - даже на пять процентов меньше, чем справедливо охаянный "Робин Гуд". Его называют скучищей, посмешищем, а его сценарий - одним из худших на свете. Брукхаймер доверил изготовить его из видеоигры целым троим - Боазу Якину, Дагу Миро и Карло Бернарду. И ведь заплатил за это деньги! Один критик удивлен - почему, только что посмотрев "Принца", он ничегошеньки не помнит? Думаю, что виноваты пески памяти - их, видать, недосыпали в кинжал.


*


    ***** - замечательный фильм
    **** - хороший фильм
    *** - так себе
    ** - плохой фильм
    * - кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки