Сундук дяди Сэма

Опубликовано: 1 января 2010 г.
Рубрики:

Наземная часть хранилища золотого запаса США в Форт-Ноксе

 Несколько лет назад в одном из русскоязычных изданий США была публикация о Кентукки. В ней читателям советовали, куда пойти-поехать и что посмотреть в штате Голубой травы. Меня особо умилила наивная рекомендация автора статьи — обязательно посетить Форт-Нокс — главное хранилище золотого запаса Соединенных Штатов Америки. Я живу от Форт-Нокса в тридцати милях, проезжал мимо не единожды, но видит око, да зуб неймет. Не раз я порывался написать репортаж о посещении Gold Vault (Золотого склепа), за меня ходатайствовали весьма влиятельные лица, но все без толку — запросы бесследно исчезали в черной дыре вашингтонской бюрократии. Поначалу я списывал молчаливые «отлупы» на счет моего эмигрантского статуса в стране, но с получением сертификата гражданина ничего не изменилось. Только потом дошло: свобода получения информации — это  одно, но есть места, куда ход смертным заказан, будь ты хоть трижды гражданином США, колумнистом New York Times, или обозревателем Associated Press. Форт-Нокс из этого числа. Из президентов США здесь побывали только Рузвельт и Трумэн, из законодателей — единицы.

Наземную часть хранилища, официально The United States Bullion Depository, с проходящего мимо хайвея видно, как на ладони. Расположено здание не больше чем в полумиле от шоссе. Внешне это малопримечательное серое здание. Она окружено проволокой, на которую подается напряжение... 5 тысяч вольт. Вместе со сторожевыми вышками и рвом здание вполне можно принять за федеральную тюрьму. Только в ее подвалах томятся не узники, а самое большое количество золота в мире, уложенное в штабеля «кирпичами», каждый весом в 12,5 килограммов. Всего 367500 плиток-bullions 999-й пробы стандартного размера. В том числе — золота добытого в Сибири — сюда, вплоть до семидесятых годов прошлого века, поступало золото в счет погашения долга по ленд-лизу. В 1941 году золота было вчетверо больше.

Все это добро хранится в двух­уровневом бункере, разделенном на изолированные секции, в особых случаях любая из них может быть мгновенно затоплена или наполнена отравляющим газом. Перекрытия могут выдержать удар средней авиационной бомбы, хотя воздушная угроза, в принципе, не страшна.

Помню утро 11 сентября 2001 года. Когда захваченные террористами самолеты начали пикировать на Нью-Йорк и Вашингтон, жители Кентукки опасались, что очередной мишенью будет Форт-Нокс. Если бы даже такое случилось, акция была бы бессмысленной, это видно на нью-йоркском примере. Под одной из башен-«близнецов» было хранилище банковского золота, от небоскреба осталась лишь груда бетона, стекла и металла, а золото не пострадало. Если Форт-Нокс и надо охранять, то не от техники, а, в первую очередь, от соблазна ограбления. Хотя как можно умыкнуть пять тысяч тонн золота, не поддается воображению, разве что грузовик-другой, не больше.

Пещера американского Алладина вырыта в граните и дополнительно укреплена бетонными стенами с вмонтированными стальными балками. Вход туда — через 22-тонную дверь с набором сверхсекретного шифра. Есть легенда, что полностью шифр не знает никто, он поделен между несколькими людьми, и только после того, как каждый наберет свою часть, дверь открывается. Принцип, похожий на доступ к ядерной кнопке, даже президент США в одиночку не сможет запустить ракеты с ядерным оружием.

«Золотой сундук страны» находится в епархии Монетного двора США (The United States Mint), который назначает ответственного служащего, так называемого Officer in Charge, курирующего спецподразделение национальной полиции. Финансовые спецназовцы проходят многоступенчатую проверку на благонадежность и подготовку в центре Glynco, штат Джорджия. О качестве их работы говорит американская поговорка “As Secure as Fort Knox» (надежно, как в Форт-Ноксе). За всю историю хранилища только один человек сумел проникнуть в святая святых, и тот — киношный, противник Джеймса Бонда в фильме «Голдфингер».

Встает закономерный вопрос, а почему именно в Форт-Ноксе находится золотой запас страны и зачем вообще этот запас нужен? На первую часть вопроса довольно легко ответить — соображения безопасности. На случай внешней агрессии депозитарий должен находиться на достаточном расстоянии от морских и сухопутных границ. Потом уже учитывались факторы геологических условий, транспортировки и т.д. В пользу кентуккского Форт-Нокса сыграло наличие военной базы. Так и получилось, что на территории танковой части в 1936 году ударными темпами возвели «золотой склеп». По одной неотложной причине... — в США некуда было девать золото.

До прихода к власти Франклина Рузвельта в стране одинаковое хождение имели бумажные деньги и золотые монеты, но Великая Депрессия обесценила ассигнации, основной способ расчета на внутреннем рынке. Спасти доллар можно было одним путем — устранением его конкурента. Президент пошел на крайне непопулярную и откровенно репрессивную меру — изъятие монетарного золота (за исключением ювелирного и зубного) у населения. Причем за драгметалл государство платило по твердой цене 20 долларов за унцию, при тогдашней рыночной — свыше 30-ти. За хранение золотых слитков и монет можно было получить пять лет тюрьмы и десять тысяч долларов штрафа — это нынешние сто тысяч. Формально закон отменили только в 1974 году. Невольно напрашивается сравнение с советским изъятием драгоценностей у народа методами кнута и пряника с помощью ГПУ и Торгсина. Разве что цели были разные.

Как бы то ни было, Монетный двор США в Филадельфии наводнило золото, девать его попросту было некуда. Так и возникла идея единого хранилища. 13 января 1937 года из Филадельфии на базу Форт-Нокс прибыл первый поезд из девяти вагонов с переплавленным в слитки золотом. Поезд встречали тысячи зевак, сотни репортеров, но на этом эпоха гласности и открытости Форт-Нокса закончилась навсегда.

Теперь вторая часть вопроса — а зачем вообще нужно золото и зачем его хранить? Ну, так исторически получилось: в силу особых свойств металла оно стало мерилом богатства, сначала личного, затем — государственного. При упоминании золота в памяти всплывают образы жадного царя Мидаса, Гобсека, скупого рыцаря, Шейлока, сумасшествия калифорнийской и аляскинской лихорадок, пушкинские строки: «там царь Кощей над златом чахнет». Самое интересное, что за первые 140 лет существования США при всех инфляциях и дефляциях золото имело одну и ту же цену — 20 долларов за унцию. И лишь во второй половине прошлого столетия оно стало объектом рыночных отношений. Результат — сегодня тройская унция золота котируется свыше тысячи долларов.

Количество хранимого золота — один из индексов платежеспособности и устойчивости валюты того или иного государства. По этому показателю мы впереди планеты всей. Кроме того, несмотря на подкоп со стороны евро, США еще довольно комфортно себя чувствуют за счет доллара как эквивалента мировой валюты. Опять же он таковым стал не за красивый дизайн, а благодаря золоту. На момент принятия Бреттон-Вудского соглашения в 1944 году в США находилось свыше 70 процентов мирового золотого запаса. И на сегодняшний день золотой запас США — 8133 тонны, Германии — 3217, Франции — 2487, Китая — 1041, Японии — 765 тонн.

К тому же, США — самый надежный в мире депозитарий, у нас хранят свое золотишко свыше 70 стран и международных финансовых организаций. И не только в Кентукки — есть еще хранилища в Нью-Йорке, Филадельфии, Денвере, Вест-Пойнте и Сан-Франциско. Но Форт-Нокс, безусловно, самый-самый. Во время Второй Мировой войны здесь хранились наиболее ценные экспонаты из Библиотеки Конгресса, оригинал Конституции США, Декларации независимости, Геттисбергское послание Линкольна, библия Гуттенберга, драгоценности британской короны и Magna Carta — Великая хартия вольностей 1215 года, праматерь европейских конституций. Что хранится сейчас, кроме слитков, — неизвестно.

Любая закрытость порождает недоверие и домыслы. Больше всех копал под Форт-Нокс в 1980-х годах бывший кандидат в президенты США техасец Рон Пол. Как конгрессмен он настаивал на смягчении режима секретности хранилища и регулярных аудиторских проверках золотого запаса. Впрочем, безуспешно. В США есть анекдот с бородой. Вновь избранный президент решил посмотреть Форт-Нокс. Видит пустые подвалы. «Где золото?» — удивляется глава Белого дома. «Так его еще со времен Картера нет», — разводит руками начальник охраны.

По утверждению критиков Форт-Нокса, большая часть запасов ушла на оплату секретных операций правительства за рубежом в разные годы.

С тем, чтобы положить конец домыслам, двадцать лет назад была устроена масштабная экскурсия по «закромам Родины» для прессы. Все плитки вроде лежали на месте, хотя попробуй пересчитай их за двухчасовой визит. Так что вопрос о реальном золотом запасе США остается открытым и фантазировать на эту тему можно до бесконечности, как о золоте инков, Черной Бороды, царском, нацистском...

Теперь я догадываюсь, почему меня не пускают в Форт-Нокс: вдруг я там нечаянно наткнусь на золото КПСС. Чем черт не шутит?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки