Диво комдива. Интервью с Надей Михалковой

Опубликовано: 1 декабря 2007 г.
Рубрики:

Аня и Артем, старшие дети Никиты Сергеевича Михалкова, двадцать с небольшим лет назад написали родителям записку с просьбой о братике или сестричке. Это и был повод появиться на свет Наде. "Причем сама Надя уже никого не просила, - добавляет важный штрих ее пунктуальный папа. - Она вкусила любовь к младшему ребенку, и другие ей были не нужны". С тех пор Надя в семье - младшая и любимая. Никита Сергеевич, например, никогда не звонит детям сам. Только, если они ему. Так он для себя когда-то решил из каких-то серьезных педагогических соображений. Он даже Наде не звонит. Зато у Нади в отношении папы особое телефонное право. Вернее, возможность. Я о ней от Ани узнал: "Надька - главный ключ к папе. Это многие знают и пытаются этим пользоваться. Что бы она ему ни говорила - папа тает, верит всему. Я слушаю и думаю: ведь заливает же, ведь знаю, что заливает! А папа - верит". Про их особый контакт все рассказал фильм "Утомленные солнцем", где сталинский усач-комдив и его крошечная дочка плавали на лодке и шептались о чем-то важном. Дошептались до "Оскара", за которым Надя в черном бархатном платье с белым воротником ехала по праздничному залу на широком папином плече. Прошло тринадцать лет, Надя заканчивает МГИМО и играет дочку комдива Котова в новом фильме своего папы "Утомленные солнцем-2".

- Представьте, Надя: вторым "Утомленным" присуждают "Оскар", и счастливый Никита Сергеевич Михалков опять сажает вас на плечо и идет на сцену театра "Кодак" за статуэткой. Как вам такая картина?

- Конечно, получить "Оскар" было бы приятно. Даже не то слово, как приятно. Но я об этом не думаю. Если просыпаться с мыслью "пойду-ка я сегодня на съемочную площадку и хорошенько поработаю, потому что есть шанс премию получить" - ты никогда никакой премии не получишь. А на плечо папа вряд ли меня посадит. Я уже почти с него ростом.

- Не думаю, что его остановила бы такая мелочь. Хотя помню, как два года назад, собираясь снимать "Утомленных-2", он шутил, что придется, мол, траншею рыть, перед тем как вас в кадр поставить. Съемки идут давно - признайтесь, рыли для вас траншеи?

- Как-то обошлось без траншей (улыбается). Вы считаете, я самая высокая на площадке? Я там самая маленькая. К тому же кино - вещь условная...

- Все равно найдутся желающие подсчитать если не сантиметры роста, то возраст вашей героини - да это и несложно. Ей во время войны не могло быть больше четырнадцати.

- А мне двадцать один. Ну и что? Я не понимаю людей, которым в фильме важнее всего не мысли и чувства, а всякие мелкие несоответствия. Да вы радуйтесь, что будут "Утомленные солнцем-2"! Нет, они ошибки выискивают... Заняться людям нечем.

- Про вас такого не скажешь. Съемки в "Утомленных солнцем-2", пятый курс МГИМО - вам уж точно есть чем заняться. Кстати, о чем будет ваш диплом?

- Темы пока нет, но она точно будет связана с кино.

- Как это темы нет? Всего полгода до защиты осталось.

- Мой научный руководитель тоже говорит: "Надя, знаю я, как студенты дипломы пишут. За неделю. Имейте в виду, тут такое не пройдет". Но все равно, еще время есть. Пока что собираю материал. Успею тему уточнить.

- Это вы хотите, чтоб диплом был связан с кино, или вам папа порекомендовал?

- Почему папа? Я собираюсь писать диплом сама. А чтобы все получилось хорошо, нужно писать о том, что тебя действительно интересует. Меня интересует проблема имиджа.

- Актерского имиджа?

- Не обязательно актерского. Это может быть имидж города или имидж страны, который создается с помощью кинематографа.

- Вашему папе, я думаю, было бы интереснее, если бы вы взялись за имидж страны. Или вы хотите быть абсолютно самостоятельной и его мнение вовсе не учитывать?

- Обязательно учту. Папа может быть очень даже полезен в моей работе над дипломом (улыбается). Имидж страны - это интересно может получиться. К тому же здесь пересекаются мои интересы и интересы института, в котором я учусь. Так что отец вряд ли будет против такой темы. А даже если и будет - диплом все равно мне защищать.

- Это да. Но все же, если станете с папой советоваться, не забудьте потом на титуле указать "консультант - Михалков Н.С." Так солиднее.

- Хорошо. А лучше я папу с собой на защиту диплома позову.

- Тогда пятерка вам точно обеспечена. Вы ведь на одни пятерки учитесь?

- Вы о чем? (Смеется.) Без пересдач, и то слава богу.

- Неужели тройки есть?

- В последней сессии нет. А раньше были, конечно.

- По каким предметам, если не секрет?

- Ну... что-то мне не очень хочется радовать людей, которые мне эти тройки поставили.

- Хотя бы про одну расскажите.

- Про какую бы мне рассказать?.. Жаль, зачетку с собой не захватила. Одну болезненную тройку хорошо помню, но про нее не буду. А-а, вот: по английскому получила в прошлом году тройку. Зато в этом - пятерку. Как видите, прогресс налицо.

- Поздравляю. Английский у вас свободный?

- Да.

- Какими еще языками владеете?

- Еще итальянский учила, в этом году закончила. Ну, как учила?.. Больше делала вид.

- Родители настаивали на том, что языки нужны, говорили, что без них сегодня никуда?

- У меня вообще родители не такие. Они не заставляют, за руку не ведут. Указывают направление, а дальше - барахтайся, как умеешь. Да меня и не надо принуждать - я сама по натуре очень ответственная. Когда сдавала свой первый экзамен в институте по русскому языку... Вот вы о тройках спрашивали, а я вспомнила про русский. Там были какие-то жуткие правила про "не" и "ни", гласные перед шипящими, еще что-то надо было выделить запятыми - для меня все это темный лес, катастрофа. И не только для меня. Ведь мало, кто абсолютно грамотно по-русски пишет. Очень трудный язык. В общем, я экзамен завалила. Звоню папе, вся в слезах. Такое чувство, что конец света. Он спрашивает: "Что случилось?" А я рыдаю в трубку: "Экзамен не сдала... русский..."

- А папа вам в ответ: "Русский? Это многое объясняет".

- Нет, он мне сказал: "Надя, ты что плачешь? Это же хорошо". "Что хорошо?" - рыдаю я. "Ну, как ты не понимаешь? - говорит. - Сама подумай: все же уверены, что за тебя все давно сделано. И вдруг ты не сдаешь русский. Это же рушит их картину мира!"

- Мне кажется, в вашем пафосном институте каждый каждого может при желании подозревать в том, что у того учебные проблемы заранее решены.

- Не знаю. Но я действительно поначалу чувствовала такое к себе отношение: "У нее же все схвачено. И чего она еще на занятия ходит? Только глаза мозолит...". А после тех папиных слов я поплакала-поплакала и успокоилась.

- Вы и в школе так же из-за отметок переживали?

- Жутко расстраивалась из-за троек. А родители меня никогда за плохие отметки не ругали, и от этого было только хуже. Отчитали бы, даже наорали - ну и все, ты как бы свое уже получила. А папа с мамой наоборот: ничего страшного, брось, не переживай.

- К пятому курсу вы научились, наконец, не переживать?

- Стала понимать, что это не самое неприятное. Гораздо хуже, когда к тебе предвзято относятся, и из-за этого отношения начинают нагло себя вести или даже открыто хамить.

- Знаете, Надя, может, они не со зла хамят, а из-за того, что не хотят, чтобы их заподозрили в подобострастии. Такой вот психологический выверт.

- Ну, у меня, если честно, нет большого желания разбираться в парадоксах психологии этих людей. Думать, почему и зачем они так поступают. Иногда из последних сил сдерживаюсь, пытаясь остаться интеллигенткой (смеется). Шучу, конечно. Но бывает очень неприятно. И стремления во что бы то ни стало сдать все на пятерки у меня тоже нет. Если я знаю, что предмет мне в будущем не пригодится, то и стремиться к пятерке не буду, учить страницы учебника наизусть не стану. Сдала и сдала. Спасибо, до свидания, увидимся в следующем году. Кроме того, я уверена, что те, кто умеет списывать, пойдут гораздо дальше тех, кто зубрит до посинения.

- Хотите сказать, что умеете списывать?

- Очень даже хорошо умею. Привет всем, кто будет принимать у меня госэкзамены! (Смеется.) А как же без списывания? Это семейное.

- О, как интересно! Эта традиция семьи Михалковых мне не была известна. Никита Сергеевич списывал контрольные у соседа по парте?

- Про это не знаю, но однажды, когда его на уроке математики вызвали к доске решать какое-то уравнение, он упал в обморок.

- Упал в обморок от страха или сыграл актерский этюд от безвыходности?

- Думаю, что второе. Папа мне рассказывал, как его ругали, как из школы выгоняли... Вообще, по семейным рассказам они с Андрончиком в детстве много шалили. Ну и что, Пушкин тоже не был примерным отличником. Помню, я папе звоню после экзамена по бухучету, говорю: "У меня пятерка". А он: "Фу, отличница! Даже не думай домой приходить. Знать тебя не желаю" (смеется).

- Это он вам не разрешил сразу после школы пойти в актрисы и отправил в МГИМО?

- Мне тогда вся семья хором твердила: "Надо получить образование".

- Актерское образование не считается?

- Считается. Но только если ты на сто процентов уверена в том, что всегда будешь востребована. А как можно быть в этом уверенной? Теперь у меня, по крайней мере, есть тыл, который позволит мне не паниковать, если нет предложений, и не хвататься за любую роль. Я знаю, что в случае чего спокойно уйду в другую степь и поработаю там. Сразу появляется другой взгляд на вещи, возникает уверенность в себе. Например, ты можешь смело сказать: "Не хочу у вас сниматься и не буду". Или твердо назначить себе цену. Не мяться, не ходить вокруг да около, а сразу объявить: "Цена такая-то. Не хотите - как хотите. Мне и без вашего фильма есть, чем заняться". Возможность сказать "ну и фиг с вами" и быть совершенно независимой от состояния кинематографа в стране дает совершенно особое жизненное ощущение.

- Это вы сейчас все так хорошо понимаете. А четыре года назад?

- Тогда я не чтобы скандалила, но сильно нервничала из-за того, что несколько лет буду заниматься не тем, чем хочу. Мне казалось, что потрачу молодость неизвестно на что, лучшие роли уйдут, и никто уже обо мне не вспомнит.

- Тем более, что после "Президента и его внучки" у вас наверняка были предложения?

- Были, и разные. Иногда я спорила с папой, не понимала, почему я должна отказываться. Но когда эти фильмы выходили, мне становилось ясно: оно и к лучшему, что без меня обошлось. Однажды было совсем смешно. Прислали сценарий, а с ним - записку: "Надежда, прочитайте. Это ваша роль. Она раскроет вас как актрису, изменит вашу судьбу". Читаю - обычная подростковая пошлость, туалетный юмор вроде "Американского пирога". Я хотела даже над папой подшутить. Вручить ему этот сценарий со словами: "Папа, ты можешь говорить что угодно, но я буду играть в этом фильме. Это - моя роль, она раскроет меня как актрису". Пришла к нему на площадку, протянула сценарий, но не выдержала и раскололась.

- Уж лучше вы появляйтесь у Никиты Сергеевича на съемках в роли Нади Котовой. Наверняка он был против вашего участия в не пойми каких фильмах, потому что считал: после детских ролей и долгой паузы вам надо вернуться на экран с серьезной работой.

- Конечно. Чтобы развивать и не погубить то, что тебе от природы дано, необходимо либо получить профессиональное образование, либо попасть в руки к стопроцентно правильному режиссеру. Поскольку так сложилось, что образование я получаю в другом месте, то актерские университеты прохожу на съемках у папы. Никто не стал бы со мной возиться так, как он. Всем режиссерам сразу нужен результат, и это понятно. Тебе платят гонорар - будь любезна выполнить то, что требуется. Должна почувствовать страх в кадре - давай чувствуй. Почему вся группа должна страдать от того, что у тебя не получается, и ждать, когда наконец получится? А на "Утомленных" я, перед тем как выйти на площадку, прохожу тренинг, где мне объясняют, что и как. Папа дает мне сжатый курс актерского мастерства. Но сильно ругается, когда у меня не выходит.

- Это понятно. Ведь вы его дочка и по определению должны быть лучше других. А что, Никита Сергеевич при всех вас бранит?

- Он еще и по громкой связи может (смеется). С другими он очень терпеливый, особенно с теми, кто первый раз с ним работает. Но про меня-то он точно знает, что если на меня наорать, то я не замкнусь в себе, и руки у меня не опустятся. Наоборот, приложу все силы, чтобы добиться результата. Так что кричать на меня нужно и даже полезно. Правда, иногда я злюсь и начинаю ему отвечать. А папа рад: "Вот-вот, отличное состояние! То, что нужно!" Я от этого только сильнее завожусь, потому что это же не Надя Котова кричит - это я на папу кричу! Начинаю еще больше злиться, и в результате на экране получается неплохо. Так что у папы все продумано. Он вообще меня отлично чувствует. Я ему, например, звоню, не успею сказать "привет, па", а он уже: "Ты простыла?"

- Вы сказали про папины университеты. Если я не ошибаюсь, первый курс этих университетов вы прошли, когда Никита Сергеевич взял вас с собой в Париж, где заканчивал "Ургу".

- Потом он говорил, что именно тогда узнал сущность женщины (смеется). Я ведь до трех лет была очень испорченным ребенком. Это естественно, когда вокруг много женщин: мама, няньки, бесконечные сю-сю. Я кричала: "Хочу мороженое!" "Подожди, - говорил папа. - Сейчас все закончат ужин, и ты получишь мороженое". - "Нет, я сейчас хочу!" Папа был в ужасе от всего этого.

- И тогда он решил в одиночку заняться вашим воспитанием?

- Наверное. Он уезжал в Париж работать и взял меня с собой. Без мамы, один. Мне было три года. Я раньше на даче жила, а там что я видела? Трава, цветы, забор. Поел-поспал, что еще ребенку надо? А тут Париж, огромный шикарный отель, у меня шок! Мы девять месяцев провели вдвоем. С тех пор он меня знает как свои пять пальцев.

- А предположим, рядом с вами появляется молодой человек. Но папе он по каким-то причинам не нравится и...

- ... и папа его застрелит, да? (Смеется.)

- Надеюсь, что не сразу. Сначала скажет: "Дочка, это не вариант". Ваши действия?

- Я скажу: "Хорошо, папа". А потом поступлю по-своему (смеется). Я всегда выбирала себе друзей сама. Но папа же хитрый, он не станет говорить прямо: "Нет". Он при помощи интонации сумеет так показать свое отношение, чтобы я сделала правильный с его точки зрения выбор, но самостоятельно. Не чувствуя никакого давления с его стороны. Без разногласий у нас в этом вопросе наверняка не обойдется, я же младшая. Но я уверена, что папа не станет твердо настаивать на своем, не станет говорить: "Нет, ты сегодня никуда не пойдешь и вообще больше не будешь встречаться с этим человеком". Он скажет: "Делай, как хочешь. Но я думаю, что лучше не надо". И это "лучше не надо" заставит меня задуматься сильнее любого жесткого запрета.

- Человека, про которого вы услышали папино "лучше не надо", в дом не приведете?

- В любом случае должно пройти какое-то время, прежде чем кого-то привести. Чтобы вот так официально: "Папа, познакомься..." Что-то я пока слабо себе это представляю. Ну, допустим, скажу я: "Вот, папа, это мой молодой человек". И что дальше - свадьба?

- А вы уже думаете о свадьбе?

- Строить планы - это над собой издеваться. Я не ставлю перед собой задачу до двадцати двух обязательно завести семью, а к двадцати пяти родить двоих детей. Все равно, как должно быть, так и будет, что бы я себе ни распланировала.

- Вы сказали, что ваш папа хитрый. А я слышал, что самая хитрая в семье - вы.

- Мы с ним соперничаем за первое место.

- Если вас кто-нибудь всерьез обидит - пожалуетесь папе, потому что знаете, что он вашего обидчика по стенке размажет, или сами разберетесь?

- Я не привыкла разбираться с папиной помощью. Сама могу за себя постоять. Отвечу еще покруче папы.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки