Израиль. Иерусалим. День сто двадцать шестой и двадцать седьмой. О толерантности

Опубликовано: 10 февраля 2024 г.
Рубрики:

Позавчера извинялась, что почти уж написала, что нас обстреливают, а нас в тот день как раз не обстреливали. Конечно, извиниться было правильно - точность надо соблюдать, но вообще с отсутствием обстрелов - это была случайность. Вчера, например, опять - 26 раз. С такой обязательностью, о которой писали многие. Можно процитировать Маяковского: А завтра снова мир залить… Или Пастернака: как обещало, не обманывая… 

Так что будьте уверены: и на севере, и на юге раздаются сигналы тревоги. Правда, мы, в Иерусалиме и в центре страны, живем последнее время спокойно. Но есть у меня героические знакомые, которые по-прежнему ездят из безопасного Иерусалима в разрушенные и оставленные сельскохозяйственные районы - там небезопасно - помогать собирать урожай. Сейчас сезон грейпфрутов. Не знаю, эти грейпфруты (очень вкусные, но тяжелые, черти, - как их там наши бывшие московские женщины таскают…) в супермаркеты идут или за границу, - с одной стороны, никто нашего израильского не хочет, призывают нас блокировать, а с другой стороны, наверное, нам надо выполнять какие-то договоренности о поставках, а они там маркировку переклеивают, тоже ведь всяких беженок полно. 

А другие люди, тоже в основном женщины, хоть и мужчины тоже, ездили вчера (9 февраля 2024) к пограничному переезду "Ницана" - перегородить его в очередной раз своими телами в виде действенного протеста против продолжения поставок гуманитарной помощи в сектор Газа. И на другом пограничном переезде, "Керем Шалом", также была прекращена переправка грузовиков с гуманитарной помощью. По сообщениям со ссылкой на армейское руководство, поставки гуманитарной помощи были приостановлены в связи с оперативной необходимостью, а не под давлением протестующих, но родным похищенных хамасовцами израильтян все-таки кажется, что это они могут как-то повлиять, требуя, чтобы никакая гуманитарная помощь не передавалась ХАМАСу, пока похищенные не возвращены.

А мне всё хочется, чтобы вы представили себе зрительно золото этой пустыни, в которой Ницана, - цвет какой-то вообще потрясающий. Это был когда-то, в третьем веке до нашей эры, пункт на Пути благовоний. Набатеи, их называют “великие кочевники Аравийской пустыни”, создали: тысячи верблюдов тащат в Газу ладан, смирну, мирру - по дороге есть колодцы, постоялые дворы - и вот добрались до Газы, до Средиземного моря, откуда кораблями в Рим. Представляете, еще будет какая-то свободная Газа, неизвестно, в чьих руках, но без туннелей, с красивейшим выходом к морю. Выйдешь - свободой дохнешь. Неизвестно когда. А когда эта война закончится - неизвестно когда - приезжайте хоть на наши израильские стоянки набатеев посмотреть, хотя бы на Авдат. А уж если в Иорданию поедете, столица набатейского царства Петра - это нечто вообще, не словами… Но физические силы нужны, это я, когда сильно помоложе, ездила, смотрела. 

ЦАХАЛ сообщил, что один из заложников - Йоси Шараби - вероятно, погиб при ударе ВВС по дому с террористами, рядом с которым располагалось строение, где удерживали Шараби. Трагично.

Совсем не радуют сообщения о том, как у нас замечательно развита технология, но повторю - технология-то действительно замечательная. Многие солдаты из-за последствий ранения в голову потеряли способность говорить. Израильская компания разработала для них технологию, которая позволяет общаться с медперсоналом и родственниками: это специальный планшет, на котором установлено приложение «Скажи мне». Система позволяет, легко и быстро адаптируясь к запросам данного пациента, набрать предложение и прослушать его вслух, выбрать предложение из встроенной базы данных предложений, настроенной для пациента, отправить текст членам семьи или медперсоналу и многое другое. “Плачу и рыдаю, Рвуся и страдаю.” (это из Сумарокова, то есть ужасные причины страдать всегда были).

Руководство Израиля приняло решение не отправлять свою делегацию в Каир на переговоры по обменной сделке с ХАМАСом из-за того, что эта террористическая организация поставила Израилю невыполнимые условия - прекращение войны, вывод войск и освобождение сотен террористов, осужденных на пожизненные заключения за убийство евреев. В израильском руководстве считают, что эти требования ХАМАС озвучил "для внутренних нужд", сознавая, что Израиль их не примет. В Иерусалиме ждут новых предложений ХАМАСа, оказывая на него военное и дипломатическое давление.

В частности, в рамках тактики военного давления на ХАМАС премьер-министр Биньямин Нетаниягу отдал ЦАХАЛу и службам безопасности распоряжение приготовить план эвакуации гражданских лиц из Рафиаха ради основательной зачистки города от террористов и их инфраструктуры, включая уничтожение четырех местных батальонов ХАМАСа в рамках следующего этапа военных действий. ЦАХАЛ начал разбрасывать над Рафиахом листовки с призывом к гражданским переходить в центральную и северную часть сектора. Как сообщается, против расширения операции на Рафиах выступают США, грозящие прекратить оказывать поддержку Израилю, и Египет, который в последнее время укрепляет свою границу с Газой из опасения, что палестинцы ринутся на египетскую территорию.

Спикер Кнессета Амир Охана, находящийся в Вашингтоне, должен был встретиться в пятницу, 9 февраля, с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем. Но из-за сделанных накануне очередных выступлений Гутерриша о том, что Израиль должен прекратить войну, которую он ведет “неправильно”, то есть без соблюдения международного права, Охана решил отменить встречу. 

Мне хочется обратить ваше внимание на позицию израильского политика, которая, как мне кажется, резко отличается от принятой сейчас в мире проповеди толерантности. Охана не собирается “уважить” Гуттериша, потакая модному консенсусу о праве оппонента на собственное мнение. Конечно, приверженцы толерантности оговариваются, что они, мол, тоже против “совсем уж людоедских идей”, но заблуждения, мол, тоже достойны уважения и внимания. По-моему, встав на такой путь очень легко запутаться, что считать преступной идеей, а что заблуждением.

У ХАМАСа идеи полностью людоедские, а многие, как и Гуттериш, на его стороне. Не разобрались. По-моему, нам с самого начала - буквально с сотворения мира - всё объяснили: есть неопровержимые догмы, типа “не убей”, “не воруй” и т. д. Не может быть другого мнения, нечего тут уважать какую-то альтернативу. И этому на самом деле нас учила вся великая литература, та, которую проходили в школе, чтобы этими догмами проникнуться (про Павлика Морозова сейчас не буду, в другой раз), даже в те времена, когда их в их оригинальной формулировке запрещено было повторять. Собачку не топи, хоть и велели; процентщицу не убивай, хоть это и послужит решением многих проблем, и т. д.

Если кому из детей это было сложным для понимания, уточняли: “Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он плохой, неряха”. И в голову не приходило подумать, что можно “уважать” мнение того, кто любит грязное. А вот сейчас можно - так у одной современной поэтессы (уж не буду по имени): она, названная иноагентом, живущая на чужбине, скучает по родине и проявляет свою толерантность: “Благословен рюкзак, и шапка, и даже грязь На его ботинках – оттуда, из наших мест…”. А я думаю: зачем грязь-то благословлять?

Мало ли кто и раньше скучал, но все ведь помнили, что стирка на их совести, не говоря уж о чистке зубов. И чистка зубов тоже считалась догмой и нормой - и на эту тему не спорили, и ребенка не спрашивали (как сейчас), есть ли у него сегодня настроение помыться. Это я к тому, что я, явно тоталитарной системой воспитанная, не желаю ни с кем дружбу поддерживать, если мы в таких серьезных вопросах расходимся. Но вот этот Охана, который меня на тридцать лет моложе, родился в Беэр Шеве, имеет мужчину-мужа и с ним двух детей, - неужели и его, несмотря на это, как и меня, считать продуктом советского строя? Мне-то всё кажется, что это преувеличенное уважение к мнению собеседника происходит от страха, на Западе рожденного, а вовсе не при советском строе. Помните, шутка была о том, что кто-то там с ножичком ничего тебе не сделал, а ведь мог бы и пырнуть.

Так и тут - слишком хорошо мы знаем, что могут сделать те, к альтернативному мнению которых нас призывают прислушиваться. И просто золотишко отобрать, и черным золотом не поделиться, и кораблик с грузом не пропустить, и всё движение своей демонстрацией остановить, не говоря уж о вещах более страшных. Не надо делать вид, что уважение к разгулу и захвату - это такая высокая современная философия. По-моему, и недовольным детям, которые могут полностью отравить жизнь, начав вопить и шуметь, потакать не надо. 

Но как бы нам войну не проиграть и вернуть заложников, если без толерантности не идешь на компромисс? Ужасно хочется поговорить о чем-нибудь нейтральном. Знаете, сейчас все увлеклись пирожным “Безе лимонное”, как вы считаете, оно желудку не повредит? 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки