Церковные смуты. Раскол в связи с войной России в Украине

Опубликовано: 30 мая 2022 г.
Рубрики:

Мы живём в стремительно меняющемся мире. Не всем это нравится, но мы призваны распознавать его знамения. Трагедия, которая началась в Украине в конце февраля и длится по сей день, изменила и продолжает менять весь мир. Во второй половине мая в Православных Церквях произошли события, которые требуют неотложного осмысления.

9 мая Синод Константинопольского патриархата признал Автокефалию Церкви Северной Македонии под руководством архиепископа Охридского и Македонского Стефана (Веляновского). Корни раскола уходят в ХХ век. Македонская Церковь без согласия Сербского Патриархата объявила себя Автокефальной. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 15 сентября 1967 года прекратил общение с Македонской Церковью. 9 октября 2009 года Архиерейский Синод Македонской Церкви принял новое официальное название: «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». 

После решения Константинопольского патриархата 16 мая 2022 года Архиерейский Собор Сербской Церкви принял решение о восстановлении общения с Охридской Архиепископией. 19 мая 2022 года, в день перенесения мощей святителя Саввы Сербского, Божественную литургию в храме святого Саввы в Белграде совершили патриарх Сербский Порфирий, блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан. 23-24 мая 2022 года патриарх Порфирий посетил Македонскую Церковь. 24 мая, в день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, в кафедральном соборе святителя Климента Охридского в Скопье патриарх Порфирий объявил, что Архиерейский Собор Сербской Церкви «единогласно и единодушно пошел навстречу ходатайству Охридской Архиепископии и благословляет, принимает, одобряет и признает ее Автокефалию».Так в течение двух недель был уврачеван полувековой раскол.

27 мая был созван Собор Украинской церкви. Хотя на заседании Священного Синода УПЦ 12 мая было принято решение о проведении некоего «Собрания.» Собор отличается от Собрания, как арбуз от свиного хрящика. Для того, чтобы Собор был признан каноничным, необходимо, чтобы каждая епархия, а их сегодня в УПЦ 53, направила на Собор как минимум трех делегатов — от монашествующих, духовенства и мирян. Иначе это будет подобие партсобрания.

Тем не менее, в документах УПЦ говорится о прошедшем Соборе, хотя лишь одна епархия направила трех делегатов, как того требует Устав УПЦ. «Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской православной церкви, свидетельствующие о Её полной самостоятельности и независимости.» Кроме того, Собор выразил несогласие с позицией патриарха Кирилла касательно российской военной спецоперации на Украине. 

С печалью следует признать, что каноническое сознание православного епископата остается по сей день крайне замутненным. Автокефалия была дарована УПЦ в ноябре 1990 года. Патриарх Алексий II лично привез в Киев Томос. Но ни тогдашнему предстоятелю УПЦ митрополиту Филарету (Денисенко), ни его преемнику митрополиту Владимиру (Сабодану), ни нынешнему предстоятелю митрополиту Онуфрию (Березовскому) эта ноша оказалась непосильной. Казалось бы — дарована свобода и независимость! Берите и пользуйтесь! Оказывается, что свобода не всем по силам и не всем желанна. Особенно сегодня, в условиях жесточайшей войны. Ведь со свободой неразрывно связана ответственность. А ее никто не хочет брать на себя! Киевское собрание призвало каждую епархию решать самостоятельно свои проблемы. А их немало - ведь пятнадцать епархий УПЦ находятся на оккупированных территориях! Сегодня в Украине 12381 приход. Но на 2018 год прихожанами УПЦ МП считали себя лишь 12,8 % опрошенных украинцев (УПЦ КП - 28,7 %, «Просто православные» — 23,4 %, УГКЦ — 9,4 %)

В этот же день 27 мая прошло очередное заседание Священного Синода РПЦ. Возмутителем спокойствия на этот раз стал митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев). Еще 17 марта он решительно заявил: «Позиция Православной Церкви в Литве неизменна – мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о ее скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны. Хотелось бы здесь открыто сказать о том, что мы, православные в Литве, имея на сегодня возможность независимо решать свои внутрицерковные дела, будем и дальше стремиться к ещё большей церковной независимости, веруя, что Господь дарует таковую в свое время. Литва – это не Россия. Это иное государство, иное общество со своим духовно-нравственным климатом. Православные Литвы составляют пусть небольшую - активных прихожан по всей Литве едва ли наберётся более трёх тысяч человек - но неотъемлемую часть этого общества, и являются полноправными гражданами своей страны, свободно исповедующими традиционную религию.»

И после этого подал рапорт на имя патриарха Кирилла с просьбой пересмотреть статус Литовской Православной Церкви. По сути, это просьба даровать статус Автономной или Автокефальной Церкви. Синод РПЦ создал комиссию церковных «тяжеловесов» под председательством патриарха для рассмотрения рапорта. Скорее всего, митрополиту Иннокентию будет отказано. Если это произойдет, в РПЦ возникнет еще один раскол.

Возникла проблема с зарубежными приходами РПЦ, а их сегодня более четырехсот. Так называемые «недружественные» к России страны вряд ли захотят иметь на своих территориях московские приходы. К ним прибавились шесть миллионов беженцев из Украины. Вряд ли они внесут дружественные отношения в жизнь православных приходов после того, что им пришлось пережить.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки