Индейский просветитель

Опубликовано: 1 августа 2009 г.
Рубрики:

Вообще-то слова "индеец" и "просветитель" плохо стыкуются друг с другом. Белые поселенцы приехали в Америку словно в машине времени, из нарождающегося капитализма в первобытно-общинный строй. Да, индейцы имели свою историю и культуру, но с отставанием от европейцев на две общественные формации. Аборигены не имели представления о колесе, огнестрельном оружии, железе, не говоря уже о монотеистической религии, науке и, главное, о письменности. Ни у одной из пятидесяти с лишним индейских народностей не было своего алфавита, учебников и книг. Индейская культура была исключительно устной. Индеец мог прославиться как великий вождь, воин, следопыт или охотник, но никоим образом не как ученый, писатель, музыкант, тем паче ... просветитель.

И, тем не менее, такой объявился.

Строго говоря, Секвойя не был стопроцентным краснокожим. Его мать была индианкой, а отец — белым торговцем мехами. И даже имя Секвойя получил позже. При рождении около 1770 года в районе современного Ноксвилла, штат Теннесси, его имя было Джордж Гистом. Но вся его последующая долгая жизнь была связана с народом чероки.

Из всех индейских племен чероки быстрее других адаптировались к белым. Они охотно перенимали ремесленнические и фермерские навыки, воевали на стороне американцев в войне 1812 года. Некоторые даже становились рабовладельцами. Но практически все они оставались неграмотными и равнодушными к учебе.

Белая половинка Секвойи была формальной — наверное, мать просто прижила его от бледнолицего. Как и соплеменники, Секвойя абсолютно не умел читать и писать, но был способным к ремеслам, работал кузнецом и мастером по серебру и, несмотря на хромоту, служил солдатом. В армии на этого индейского неуча неизгладимое впечатление произвели газеты и письма — "говорящие листья", и, не имея ни малейшего понятия об азбуке, грамматике и фонетике, он решил создать индейскую письменность, чтобы чероки, так же, как белые, могли обмениваться друг с другом "говорящими листьями". И это Секвойе удается!

Результат феноменальный, если учесть, что создатели китайской, арабской, латинской и славянской письменностей были по меркам своего времени высокообразованными людьми. Секвойя был абсолютно неграмотным, и он изобрел собственную технологию создания азбуки без чьей-либо подсказки и помощи. Казалось бы, самый простой вариант взять за основу английский алфавит, но Секвойя идет своим путем.

Индейский "профессор Хиггинс" начинает свой титанический труд примерно в 1808 году. С помощью своей верной помощницы, дочери Айоки, он в течение десяти лет устраивает прослушивания тысяч своих соплеменников. "Фонографом" для него служила старая английская книга, в которой он не понимал ни слова, но использовал буквы из нее для обозначения звучания речи. Не исключено, что Секвойя пользовался и другими книгами, ибо в его азбуке есть и греческие, и славянские буквы. Например, наш мягкий знак "ь". Точнее, он использовал эти буквы как символы, которые не соответствовали оригинальному звучанию букв.

Более того, созданный Секвойей алфавит индейцев чероки не буквенный, а силлабический, слоговый. Отсюда его название в английском языке — The Cherokee Syllabary. Он состоит из 85 слогов и соответствующих ему графических знаков на латинице, кириллице, греческом и даже арабских цифр в качестве аналога звука. Алфавит дополняли привычные для индейцев петроглифы с рисунками птиц и животных.

Когда изобретатель представил свое творение на суд общественности, племя поначалу недоверчиво отнеслось к новации, но все же решило ее испытать. Секвойе наговаривали текст письма, затем "говорящий лист" несли к его дочери Айоке, и она повторяла смысл написанного. Лед недоверия был растоплен, и на индейского "Кирилла-Мефодия" свалилась прижизненная слава, что редко случается с изобретателями.

Из простолюдина Джорджа Гиста он официально становится "аристократом" Секвойей (на языке чероки — "свиным копытом"). В 1821 году на съезде старейшин его алфавит рекомендуют для изучения во всех племенах. Поскольку алфавит Секвойи как нельзя лучше соответствовал строю речи, уже через несколько лет чероки первыми среди индейцев Америки стали практически грамотными. Национальный совет народа чероки награждает Секвойю специальной серебряной медалью, которой он очень гордился и носил до конца жизни. Ему назначают пожизненную пенсию в триста долларов — огромные по тем временам деньги. В 1825 году на языке чероки издается Библия, несколько религиозных и светских книг, начинают публиковать черокские законы, и в 1828 году выходит первая в истории двуязычная индейская газета Cherokee Phoenix, издаваемая по сей день.

Будь Секвойя белым, он был бы, наверное, увековечен в памятниках и национальных архивах, его имя было бы сопоставимо с именами таких титанов просвещения, как Аристотель, Лютер, Кирилл и Мефодий... Но у индейцев свои представления о славе и вечности. Даже некоторые из друзей считали Секвойю колдуном, а после его смерти последняя жена сожгла все "дьявольские" бумаги мужа. Неизвестно даже, где могила первого индейского просветителя. Осталась только память — ничего материального.

Поэтому можно понять ажиотаж мировой прессы последних дней — на стене одной из кентуккских Мамонтовых пещер найдены 15 знаков знаменитого алфавита Секвойи, датированные то ли 1808-м, то ли 1818-м годом. С учетом хронологии изобретения, более достоверна вторая цифра. Не исключено, что текст написан рукой самого Секвойи!

На самом деле, сенсации уже восемь лет. Ее автор — профессор университета Цинциннати, археолог и антрополог Кеннет Танкерсли. Все эти годы ушли на изучение достоверности находки. Несмотря на общую протяженность в 350 миль, Мамонтовые пещеры (самые протяженные в мире) достаточно исхожены туристами и спелеологами. Ученый не исключал вероятность розыгрыша или подделки. Но лабораторные анализы подтвердили первоначальную версию — надпись оригинальная и относится к началу XIX-го века.

В ней нет никакого осмысленного текста, просто первые 15 слогов алфавита чероки. Либо автор надписи учил кого-то, либо учился сам. И, самое главное, им мог быть сам Секвойя. У него на юге Кентукки жили родственники, и он не раз бывал в этих краях. Причем именно в данной пещере, ведь в ней был похоронен почитаемый у чероки вождь Красная Птица. Индейцы приходили ему поклоняться, Секвойя мог быть среди паломников и оставить "автограф" в качестве дани уважения к вождю.

Но пока это только гипотеза. Тем не менее, доктор Танкерсли озвучил ее, опубликовав в этом году обширную статью о находке в журнале Археологического института Америки. Кстати, он индеец-чероки и прямой потомок вождя Красная Птица.

Сам Секвойя разделил непростую участь своего народа. Отношения белых с индейцами были далеко не идиллическими. Большинство племен были враждебны к пришельцам, и пионеры Америки не церемонились с аборигенами — господствовал принцип: "хороший индеец — мертвый индеец". Можно без преувеличения сказать, что власть США предала лояльные к ней племена чероки, чокто, чикасов, маскогов и семинолов. С благодатного в то время востока страны их насильственно согнали в красные пустыни Оклахомы. По пути на Запад, оставшимся в фольклоре как "Дорога слез", от голода, лишений и эпидемий погибли тысячи индейцев...

Секвойя прошел эту дорогу, но выжил и умер глубоким стариком. Пожалуй, самый лучший памятник ему оставил выдающийся австрийский ботаник Штефан Эндлихер, в честь индейца-просветителя он назвал открытые им в Калифорнии реликтовые деревья-гиганты секвойями.

Там, где сейчас знаменитый на весь мир Sequoia National Park.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки