Надругательство

Опубликовано: 16 января 2009 г.
Рубрики:

Условно-досрочное освобождение бывшего полковника Буданова может обернуться новым расследованием — более резонансным, чем первое


Kомандир 160-го танкового полка Юрий Буданов ночью 27 марта 2000 года приехал на бронемашине в чеченское селение Танги Чу, похитил школьницу Эльзу Кунгаеву, увез в расположение части, задушил и приказал солдатам закопать тело. Вначале Буданова признали невменяемым и освободили от ответственности. Верховный суд России отменил решение, и, в конце концов, полковника приговорили к 10 годам лишения свободы.

Суд над Будановым расколол российское общество. Большинство считало его героем, пострадавшим в результате стечения трагических обстоятельств, предлагало вернуть ему награды и даже назначить генерал-губернатором Чечни. Полагаю, очень многие не знали обстоятельств, подробностей. Теми или иными способами через телевидение насаждался миф о "русском офицере, который вспомнил в тот миг об убитых товарищах и задушил невинную девушку в состоянии аффекта, приняв ее за снайпершу".

Никакого аффекта не было — была большая пьянка с начальником штаба Федоровым. Фёдоров приказал командиру роты старшему лейтенанту Багрееву открыть по селу орудийный огонь. Багреев отказался. Буданов и Федоров избили его. Потом Буданов приказал связать Багреева, бросить в яму и продолжил избиение уже в яме. Тут даже подчиненные офицеры вмешались и силой увели командира, боясь, что он забьет Багреева до смерти. После чего Буданов на своей бронемашине и выехал в Танги Чу.

Что происходило в КУНГе... (КУНГ — Кузов Универсальный Нормальных Габаритов, большая крытая будка, которая устанавливается на военных грузовиках. Когда ее снимают, она превращается в жилье. В большом КУНГе помещается восемь солдатских коек в два яруса. Стены и потолок проложены пенопластом, что делает КУНГи теплыми, в них живут и зимой.) Что происходило в КУНГе два часа, которые пробыл Буданов наедине с Эльзой Кунгаевой, не видел никто. Солдаты на посту у командирского КУНГа слышали крики. Затем вышел раздетый полковник, вызвал экипаж своей бронемашины — рядового Егорова, сержантов Ли Ен Шоу и Григорьева — приказал им завернуть труп в одеяло, вынести и закопать в лесу.

Буданов отбыл в заключении восемь лет и девять месяцев. За один год и три месяца до окончания срока его освободили условно-досрочно.

Решение суда вызвало бурные протесты в Чечне.

Уполномоченный по правам человека Нурди Нухажиев заявил: "Буданов рано радуется... У правозащитного сообщества есть информация о совершенных им и его подчиненными злодеяниях во время проведения контртеррористической операции... Мы надеемся, что ему дадут пожизненное лишение свободы".

Что имеет в виду Нухажиев, он не разъяснил. Возможно, обвинение в изнасиловании. Некоторые газеты сейчас прямо пишут: "Убийца и насильник Буданов...". Но ведь суд признал Буданова виновным только в убийстве!


А в изнасиловании, точнее, надругательстве над мертвым телом, признался механик-водитель командирской машины рядовой Александр Егоров.

Через восемь месяцев после ареста Буданова.

К тому времени Александр Егоров демобилизовался и жил в родном селе в Иркутской области. К нему приехали военные дознаватели. В материалах следствия появилось такое описание событий: "Пока Григорьев и Ли Ен Шоу рыли могилу для Эльзы Кунгаевой, рядовой Александр Егоров развернул одеяло, взял черенок саперной лопаты и несколько раз провернул его во влагалище и заднем проходе убитой...".

Психических отклонений за Егоровым не наблюдалось, экспертизы на невменяемость не проводили. Ему официально предъявили обвинение и тут же амнистировали в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Зато из следственного дела Буданова эпизод с изнасилованием исчез.

Потом был суд над Будановым. Демобилизованного рядового Егорова вызвали в Ростов. На процессе он путано, непонятно, нечленораздельно, но все-таки подтвердил показания, данные выездным дознавателям. Два других участника захоронения, сержанты Ли и Григорьев, решительно опровергли его слова. Они заявили, что на следствии их вынуждали взять вину на себя и показать, что они надругались над трупом девушки втроем. Судья на их свидетельство внимания не обратил.

Так Буданов стал всего лишь убийцей.

Вскоре Егоров отказался от своих слов. Не на суде, не на следствии, но публично, громко. На встрече с корреспондентами газеты "Московский комсомолец", которые сделали аудио и видеозапись:

— Да ничего не было этого, вранье все...

— А как же тогда твои показания?

— Ну как, мы с прокурором просто договорились, чтобы я взял это на себя... Ну, как же, Буданов ведь очень хороший командир... Ну, мне и сказали, что нужно взять на себя все, чтобы выгородить его... Мне следователь в Ростове показал протокол, где написано, что никакого изнасилования не было...

— Погоди, ну а зачем понадобилось тогда, чтобы ты взял на себя все это?

— Ну, сказали так сделать...

— И тебе ничего за это не было...

— Обвинили в надругательстве, но потом сразу по амнистии в связи с 55-летием Победы обвинение сняли...

Материал в газете и видеозапись можно подшить к протоколу, а можно и не подшить. В данном случае — не подшили.

Слова рядового запаса Александра Егорова вольно расценить как угодно — как новую правду или как клевету на следствие, прокуратуру.


Буданов изнасиловал Эльзу Кунгаеву или нет?

В своих показаниях Буданов писал, что во время допроса Кунгаевой порвал кофточку и бюстгальтер: "Нижнюю часть одежды не снимал".

Однако солдаты, стоявшие на посту у командирского КУНГа, сказали на следствии: "Полковник был в одних плавках. А девушка лежала на дальнем топчане совершенно голая, на спине, лицом кверху. На полу валялось покрывало, на нем — вещи девушки, трусы, кофты".

На следующий день после убийства, после того, как откопали труп Эльзы Кунгаевой, эксперт Ростовской криминалистической лаборатории капитан Владимир Ляпенко подписал заключение: "Повреждения девственной плевы и слизистой прямой кишки, обнаруженные при исследовании трупа, являются прижизненными".

Но затем появился акт новой, более поздней экспертизы, подписанный уже приехавшими из Москвы сотрудниками Российского центра судмедэкспертизы доктором медицинских наук И.Гедыгушевым; кандидатом медицинских наук А.Исаевым и кандидатом медицинских наук О.Будяковым: "Разрывы девственной плевы и слизистой прямой кишки возникли посмертно...".

В документах также фигурирует "немотивированный отказ эксперта от взятия материала на судебно-гистологическое исследование".

Если родители Эльзы Кунгаевой потребуют возобновить обвинение в изнасиловании, то нынешнее условно-досрочное освобождение бывшего полковника Буданова может обернуться вторым уголовным делом — более резонансным, чем первое. Независимо от исхода.

Предполагается, что Буданов выйдет из колонии в середине января.

Тем временем своим чередом идет процесс по делу об убийстве Анны Политковской. Несмотря на некоторую уже привычность, он очень опасен для тех, кто привык вершить дела закулисно. Когда сторона обвинения закончила представление доказательств, в воздухе, казалось, повис недоуменный вопрос: "И это все?"

Все.

Один из двух обвиняемых братьев Махмудовых находился в том же районе, где живет Анна Политковская и где произошло убийство. Установили по его разговорам с мобильного телефона. Прокуроры делают вывод, что он наблюдал за Анной Политковской и сообщил о ее приезде киллеру. Но "находился в том районе" — не прямое доказательство причастности. Может, он там гулял.

Вторая улика — машина, на которой ездили братья Махмудовы. Она по всем приметам схожа с той, что была припаркована у дома Политковской, и из которой вышел предполагаемый убийца. Что также не является доказательством их идентичности. На месте убийства найдена ворсинка, аналогичная материалу, из которого сшиты чехлы в машине Махмудовых. Однако аналогичная — не значит из их автомобиля. Из такого материала сшиты тысячи чехлов.

Наконец, видеозапись, на которой зафиксирован предполагаемый убийца. Видеокадры были смонтированы с фотографией третьего брата Махмудовых — Рустама Махмудова, подозреваемого в непосредственном исполнении убийства. Судья обязан был запретить монтаж видеозаписи неизвестного человека с фотографией Рустама Махмудова — ведь суд рассматривает дело Ибрагима и Джабраила Махмудовых, а не Рустама Махмудова. Это очень существенный момент, к которому мы вернемся. Также существенно, что фотография дана не в полный рост.

На этом доказательства обвинения исчерпались. Не верится, но так оно и есть. Плоды двух лет следствия...

Суд приступил к рассмотрению доказательств защиты. Родственники братьев Махмудовых заявили, что человек на видеокадрах никак не похож на Рустама. На видео — худощавый, сутулый человек, а Рустам — "низкий, коренастый, с большой головой и шеей, как у штангиста".

Адвокаты хотели показать присяжным фотографию Рустама Махмудова в полный рост, чтобы они могли сравнить ее с фигурой на видеосъемке. Судья запретил, сказав, что здесь "дело в отношении Рустама Махмудова не рассматривается". Тут он безукоризнен в соблюдении процессуальных норм. Жаль, что забыл о них, когда обвинение представляло доказательство в виде монтажа, которое адвокаты подсудимых расценили как "подтасовку". Теперь они могут опротестовать любой приговор, сославшись на два взаимоисключающих решения судьи. Оба — в пользу обвинения. Но не в интересах истины.

Адвокаты подсудимых объявили и продемонстрировали присяжным, что на видеокадрах, если присмотреться, два разных человека. (Молодых людей в темных куртках, джинсах и низко надвинутых бейсболках, скрывающих лицо, на улицах Москвы не счесть.) Почему обвинение назвало двух разных людей "предполагаемым убийцей"?

Защита также предъявила данные экспертиз — слюны с окурка, найденного на месте преступления, отпечатка ладони и волоса, обнаруженного на пружине пистолета. Ни одна из улик не соотносится с братьями Махмудовыми. А волос — кошачий. Следствие обнаружило кошачий волос и в машине Махмудовых, однако оказалось, что кошки тоже разные.

В памяти мобильника Джабраила Махмудова есть телефоны, обозначенные как "Павел" и "Павел 1". На вопрос, кто это такие, подсудимый ответил: "Паша Рягузов". Джабраила Махмудова спросили, скрывал ли он на следствии знакомство с "Пашей Рягузовым?" Он ответил: "Не скрывал".

Почему в материалах следствия и обвинения нет ничего о его связи с "Пашей?" Ведь "Паша Рягузов" — подполковник ФСБ Павел Рягузов. Что у них общего? Почему не представлены данные о телефонных переговорах Рягузова с тем же Джабраилом Махмудовым?


Отдельный сюжет — с Лом-Али Гайтукаевым, родным дядей братьев Махмудовых. Его доставили на допрос из тюрьмы, где он отбывает 12-летний срок заключения за покушение на убийство украинского бизнесмена. Ну, казалось бы, бандит и бандит. Почему его объявили особо секретным свидетелем и вывели присяжных из зала суда? Какие государственные и военные тайны ему доверены? Почему в марте 2008 года, сидя на скамье подсудимых, он сказал, что является агентом ФСБ, а сейчас отказался от почетного звания и службы?

Суд вопросов не задает и выяснением не занимается. Но спасибо и за то, что есть. За то, что суд открытый, и все, здесь изложенное — не предположения, домыслы или пересказ со слов адвокатов, а материалы с процесса. По ним мы делаем выводы, задаем вопросы, потому что знаем. А могли и не знать, если бы присяжные не потребовали и не добились открытых слушаний.

Вот почему процесс по делу об убийстве Анны Политковской очень опасен для тех, кто привык вершить дела закулисно. Вот почему для них опасны присяжные.


Совпадение или нет, но именно в эти дни Государственная дума в пожарном порядке приняла поправки к закону и ограничила права суда присяжных. Внесли их два генерала, МВД и ФСБ, сейчас они депутаты, занимают важные посты в парламентских комитетах.

Теперь присяжным дозволено решать, кто у кого курицу украл, кто кого ударил или даже убил по пьянке — пожалуйста. А дела, подследственные ФСБ, выводятся из-под их юрисдикции — массовые беспорядки, государственная измена, шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, захват заложников, терроризм.

Накануне один из генералов-депутатов выступил в правительственной газете с заявлением: "Террористы, захватчики заложников, боевики, организаторы массовых беспорядков, изменники, шпионы, заговорщики, мятежники и диверсанты не заслуживают права на народное правосудие".

Это как понимать?

Перед рассмотрением в Госдуме он же пояснил журналистам: "Мы так спешим и торопимся, потому что я знаю, что сейчас, в ближайшее время, будет рассматриваться один процесс, проходить в суде, на котором не исключено, что при той системе, которая существует, террористы могут выйти на свободу".

Какой процесс — время покажет. Из слов генерала я сделал вывод, что и в нем нет весомых доказательств, что следователи не справились со своей работой, и теперь их халтуру, их непрофессионализм срочно прикрывают поправками к закону. На радость будущим халтурщикам в погонах.

Поправки к закону уже утвердил Совет Федерации.

Итак, сенаторы и депутаты (защитники народа!) срочно постановили: судьбы людей отныне решать за закрытыми дверями. Где волос кошки могут выдать за волос подозреваемого — и отправить человека в тюрьму лет на двадцать. Оттуда никому ничего не объяснишь.

"Инструмент ОСО — две палки, одно колесо", — называли в сталинских лагерях тачку. ОСО — особое совещание, "тройка". Как хорошо было генералам, депутатам, секретарям парткомов, государственным чиновникам, прокурорам и следователям в те времена! Приговор "тройки" — и никаких судов, тем более, присяжных и прессы.

Как будто никто не помнит, что под колеса той же "тройки" в массовом порядке попадали потом те же генералы, депутаты, секретари парткомов, государственные чиновники, прокуроры и следователи.

Помнят. Но на этот раз уверены, что их не посадят — а только они будут сажать.

Сейчас поправки к закону лежат на столе у президента. Ждем, подпишет или не подпишет.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки