Красота, здоровье долголетие

Опубликовано: 7 февраля 2003 г.
Рубрики:

На пляж за морщинами

Одни женщины следуют за модой, за другими мода следует сама. Однажды Коко Шанель вернулась из круиза по средиземноморью, щеголяя бронзовым загаром, чем поразила в самое сердце парижских красоток, которые до этого не жалея сил лелеяли молочную белизну своей кожи. Почти мгновенно капризная мода совершила поворот на 180 градусов, и загорелая кожа стала считаться почти обязательным условием красоты. Дамы, ранее не выходившие из дома без шляпок с широкими полями, длинных перчаток и вуали, отправились на пляжи, где сначала робко, а затем все смелее обнажали свои тела, подставляя их жарким лучам солнца. С развитием транспорта и появлением скорых поездов и быстрокрылых самолетов поездки из стран умеренного климата в жаркие и солнечные страны стали обычным явлением. Дамы ехали за южной экзотикой, морем, фруктами и, конечно, за вожделенным загаром. Так случилось, что поколение, которое стало так активно дружить с солнцем, было поколением людей, родившихся во время послевоенного бума рождаемости в 1940-1950-е годы. Поэтому его стали называть поколением бэби-бумеров (baby-boomers).

Шли годы и врачи стали замечать, что старение кожи лица у бэби-бумеров имеет свои особенности — резкие морщины, неровность, бугристость кожи, пигментные пятна, наличие участков уплотненной шелушащейся кожи и веточек расширенных сосудов на щеках. Такие изменения обнаруживаются только на участках, подвергавшихся усиленному солнечному облучению, в то время как в местах, обычно защищенных от солнца (например, в нижней части живота, на внутренней поверхности бедер и т.п.), кожа, как правило, выглядит гораздо лучше. Как выяснилось, виной всему — УФ-излучение, которое, хотя и не обладает таким разрушительным действием как ионизирующая радиация, тем не менее, имеет достаточную энергию, для того чтобы вызвать повреждение ДНК и других молекул кожи.

Первый крем от старения

Итак, на любителей позагорать обрушилась плохая новость, что преждевременное старение кожи тесно связано с неумеренным солнечным облучением. Однако, вскоре пришло время хороших новостей. Оказалось, что фотостарение в значительной степени обратимо. Это известие перевернуло мир косметологии, позволив косметологам вторгнутся в святая святых дерматологов — лечение кожи. Первым препаратом, который стал применяться для лечения фотостарения, стал третиноин — аналог витамина А, предназначенный для местного применения.

Третиноин (крем Retin-A) появился в дерматологии в 1960-х годах, и первоначально применялся для лечения акне. В середине 1980-х годов известный американский дерматолог Альберт Клигман заметил, что у пациенток, которых он лечил от угревой болезни третиноином, кожа стала выглядеть моложе — сглаживались морщины, улучшался цвет лица, исчезала неровность и пигментные пятна. В 1996 году для лечения поврежденной солнцем кожи был создан препарат Renova, который до сих пор остается единственным наружным средством против морщин, получившим одобрение FDA (Food and Drug Administration — Американское Управление по Пищевым Продуктам и Лекарствам).

Третиноин является лекарственным средством, и поэтому препараты, в которые он входит, тоже относятся к лекарствам. Однако в последние годы появились другие ретиноиды, нашедшие применение в косметическом производстве (ретинол, пальмитат ретинола и др.). Эти ретиноиды хуже проникают в кожу, чем третиноин, к тому же их концентрация в косметике обычно такова, что риск проникновения активного вещества в дерму практически равен нулю (если бы это было не так, их нельзя было бы использовать в косметике).

Химический пилинг — ожившие надежды

«Шпарят только поросят, да индюшек, да цыплят!» — воскликнул герой сказки П.Ершова «Конек-Горбунок», когда ему предложили искупаться в кипящих котлах. Что бы он сказал, если бы узнал о таких омолаживающих процедурах, как сжигание верхнего слоя кожи едкими химикалиями? Тем не менее, страх женщин перед морщинами всегда был настолько велик, что ради избавления от них они шли на все, в том числе и на химический пилинг — нанесение на кожу едких веществ, вызывающих ожог и отшелушивание верхнего слоя (фенол, резорцинол, салициловая и трихлоруксусная кислоты). Эти процедуры давали неплохой результат, но были весьма болезненными и давали высокий процент осложнений. Новый интерес к пилингу вспыхнул с появлением в косметологии альфа-гидрокси кислот, или АНА (alpha-hydroxy acids).

Принцип действия АНА такой же, как и других отшелушивающих агентов, с той лишь разницей, что их действие более мягкое, а риск побочных эффектов не в пример ниже. АНА нетоксичны, и, в отличие от ретиноидов, не относятся к лекарственным средствам. Кроме того, АНА вызывают отшелушивание кожи даже в таких концентрациях, которые у большинства людей не вызывают никаких неприятных ощущений в противоположность фенолу и трихлоруксусной кислоте. Поэтому они могут быть включены как в рецептуры, предназначенные для профессионального использования (в высокой концентрации), так и в средства для массового потребителя (в низкой концентрации). В высокой концентрации АНА не только усиливают отшелушивание рогового слоя, но и производят ряд других эффектов — отбеливают и увлажняют кожу, увеличивают ее упругость, устраняют закупорку пор. Очень быстро АНА нашли свой путь в косметологию и вдохнули надежду на омоложение в сердца стареющих дам. С проявлением АНА в косметологии была реализована давняя мечта женщин о косметике, способной омолаживать кожу и устранять многие ее недостатки. Именно АНА открыли эру космецевтиков — косметических препаратов, которые занимают промежуточное положение между косметикой и лекарствами.

В последнее время особенно популярным стал пилинг высокими концентрациями гликолевой кислоты — до 70%. Причина этого кроется в новых открытиях, позволивших проникнуть в тайну фотостарения.

Опасный багаж

Преждевременное старение кожи хотя и малоприятное, но все же не самое худшее последствие неразумного отношения к солнцу. Гораздо более серьезную опасность представляет повреждение генетического аппарата клеток кожи, которое может привести к развитию злокачественных опухолей кожи.

Как показали исследования, УФ-излучение может вызывать мутацию в гене p53, который называют «ген-супрессор опухолей». Этот ген побуждает клетки кожи приносить себя в жертву ради общего дела — погибать, превращаясь в чешуйки рогового слоя. С возрастом, в коже, подвергавшейся длительному воздействию солнечного света, накапливаются тысячи клеток, содержащие мутантный, то есть поврежденный, ген p53. До поры до времени они затаиваются и ничем себя не проявляют. Однако по прошествии многих лет дремлющие мутантные клетки могут пробуждаться и начинать делится, образуя колонии, или кластеры р53 мутантов. Внешне это проявляется появлением участков плотной, шелушащейся кожи — актинического кератоза. При определенных условиях (ослабление иммунитета, воздействие канцерогенов, длительное механическое раздражение, травма, вялотекущее воспаление и т.д.) актинический кератоз может давать начало раку кожи.

В коже есть защитные механизмы, предотвращающие появление и накопление мутантных клеток. Чем лучше они работают, тем меньше ущерб от солнечных ванн. Поэтому обычно повреждения, вызванные УФ-излучением, накапливаются медленно, в течение долгих лет. Однако процесс может пойти гораздо быстрее, если сила негативного воздействия превысит возможности защитных систем. Например, если светлокожая дама, проживающая в умеренном поясе, отправится позагорать в южные широты (а, тем более, если это произойдет зимой), то ее кожа получит сокрушительную дозу УФ-излучения, к которой она была не готова. В результате есть шанс, что актинический кератоз у нее разовьется гораздо раньше, чем у ее ровесниц.

Как видим, кожа может быть весьма злопамятной. И даже у тех, у кого еще нет признаков актинического кератоза, в коже могут находиться мутантные клетки, хранящие память о солнечных пляжах. Наличие же актинического кератоза позволяет утверждать это наверняка. Какова вероятность развития рака кожи на месте актинического кератоза — точно не известно. По некоторым источникам от 5 до 20% актинического кератоза у белых людей трансформируются в плоскоклеточный рак кожи в течение 15-20 лет. Неизвестно также насколько эффективно защищают кожу солнцезащитные средства, и можно ли полностью удалить из кожи «опасный багаж». Ясно одно — предостережения врачей о вреде УФ-излучения надо воспринимать серьезно. Мода на загар постепенно уходит в прошлое и замещается модой на естественный цвет кожи. Выходя на улицу в весенне-летнее время нужно пользоваться солнцезащитными средствами или выбирать дневной крем и декоративную косметику с УФ-фильтрами. В солнечный день лучше всего надевать шляпу с широкими полями и стараться не проводить на солнце много времени.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки